Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Актуальность педагогических взглядов Н.К.Рериха

(Петербургский период)

Попова Тамара Ивановна,

преподаватель истории,

председатель региональной общественной

организации «Культурная инициатива»

г. Тамбов

 


 Н.К. Рерих – ученый, философ, художник, общественный деятель с мировым именем, был талантливым педагогом. Педагогика – одна из граней его многоплановой деятельности, которая требует еще глубокого изучения и осмысления. Свои взгляды, принципы воспитания и образования он оставил нам в дневниках, картинах, литературных и публицистических трудах.

Воспоминания людей, живших с ним рядом, знавших его как руководителя, друга, учителя, рисуют нам человека с большой буквы, гражданина Мира, Учителя жизни. Для педагога нет выше этого звания.

Он родился, вырос в Петербурге, становление его как педагога пришлось на петербургский период жизни. Уже в детстве и юности его личности было свойственно необыкновенное стремление к знаниям. Рериха интересовали и были ему доступны одновременно и во взаимосвязи две формы познания мира: наука и искусство. Он окончил юридический факультет Петербургского университета и Академию художеств. В студенческие годы и позже у него выработался целостный подход к изучению явлений окружающего мира. Проявился он и в педагогической деятельности. Его попытки интегрировать научные и художественные знания давали блестящие результаты. Он намного опередил время и решал проблемы, которые актуальны сегодня, поэтому педагогам интересен его опыт.

Педагогическая деятельность Николая Константиновича началась в 1898 году. В это время он серьезно занимался археологией. Трудности, с которыми встречался он и его коллеги, привели Н.К.Рериха к мысли, что археологу необходимы знания истории этапов становления изобразительного искусства, элементарные навыки черчения, рисования, лепки. Без интеграции здесь не обойтись. Опыт интегрированного подхода у него уже был при написании дипломной работы в университете. Свою тему «Правовое положение художников на Руси» он раскрывал на стыке юридических и исторических наук. Рерих разработал двухгодичный курс лекций по предмету «Художественная техника в приложении к делу археологии» и предложил его директору Императорского археологического института Н.В.Покровскому. До него этот курс не читался ни в одном российском и зарубежном университете.

28 сентября 1898 года была прочитана первая лекция, главной мыслью которой была необходимость связи науки и искусства в деле археологии. Исследователь творчества Н.К.Рериха Лариса Малашевская пишет: «Рерих заострил внимание на том, что археолог, реконструируя памятник, не имеет права ничего выдумывать. Точно реконструировать и зафиксировать обнаруженные памятники ему помогут «знания художественной техники», т.е. умение рисовать карандашом и писать кистью». (1) Его лекции по истории и художественному развитию Руси были интересны и содержательны, он всегда старался изложить новые факты, был в курсе новых открытий. Например, он знакомил слушателей с новым для своего времени методом реставрации живописи через возобновление лакового покрытия парами спирта (метод Макса Петтенкофера). Содержанием его практических занятий было обучение элементарным методам рисования, лепки, черчения, разным техникам (перо, акварель, масло), использованию фотосъемки. «Весной в 1900 году курс, который читался Рерихом «приватно и безвозмездно», был завершен и больше не возобновлялся. Как вспоминал художник – «за недостатком средств и оборудования» (2), но этот опыт дал ему много. Принцип связи теории с практикой прочно вошел в педагогическую деятельность Николая Константиновича, его же принципом стало многоаспектность и широта охвата материала, связь науки с искусством.

Этот принцип лежит в основе интегрированного подхода, который сегодня особенно актуален. Он тесно связан с целостным системным подходом, являющимся краеугольным камнем модернизации образования. В наше время исчезли энциклопедисты. Человек уже не способен удерживать всю информацию в памяти. На помощь пришел компьютер, но он никогда не заменит самого человека. Человеку необходимо научиться выстраивать знания в систему, целостно воспринимать мир во всех взаимосвязях и противоречиях, выйти на уровень планетарного мышления. Этого требуют время и наука. Мировоззренческая проблема остается одной из главных в педагогике. Написано много книг и статей, в которых ученые пытаются прогнозировать, каким будет человек будущего. Некоторые из них пишут о том, что он будет носителем ноосферного сознания. Ноосфера – это сфера разума, творящего по законам красоты. Неотъемлемыми частями ноосферного сознания являются образность мышления, целостность восприятия и духовная культура. Искусство, как одна из форм познания мира, само по себе целостно, и играет большую роль в развитии целостного восприятия мира. Н.К.Рерих был рыцарем науки и искусства, но приоритет отдавал все-таки искусству. Для него эстетическое органично переходит в этическое. Без духовной культуры он не видел человека будущего.

Рерих свято верил, что прекрасное творчество может влиять на развитие чувств и сознание людей, поднимать их на более высокую ступень развития, изменять жизненный уклад и общество в целом.

С.Н.Рерих писал в статье «Мой вечный учитель»: «Платон говорил, что от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте. Это то, к чему стремился Николай Константинович. Его знания были настолько широкими, что трудно найти те уголки, куда не проникал его пытливый ум. Он был тем возвышенным человеком, которого описывал Конфуций, говоря о более совершенном человеке...».


Свои принципы, подходы к образованию и воспитанию Николай Константинович развивал в последующей педагогической деятельности. Будучи директором рисовальной школы для вольноприходящих Императорского Общества Поощрения Художеств, он проявил себя талантливым педагогом и организатором педагогического процесса, администратором. Это общество было основано в 1820 году, в Петербурге, меценатами князем И.А.Гагариным, А.И.Дмитриевым-Мамоновым, П.А.Кикиным с целью развития изящных искусств, распространения художественных познаний, а также оказания помощи молодым талантливым художникам. Оно находилось под покровительством самого императора, его комитет возглавляли члены императорской фамилии. Рисовальная школа размещалась на ул. Морской, 38. В этом же здании располагались художественно-промышленный музей, художественный магазин.

Общество издавало журналы, репродукции картин, открытки. Работали выставочные залы. Это был своеобразный культурный центр, который, как магнит, притягивал жителей Петербурга того времени (3).

В наше время в разных регионах пытаются создавать такие культурные центры. Есть в этом потребность и в Тамбове.

Но вернемся к Н.К.Рериху и рассмотрим подробнее его деятельность как организатора педагогического процесса. До него в школе директорствовал Е.А.Сабанеев. Несмотря на поддержку высоких сановников, школа имела не совсем хорошую репутацию. Она была консервативна и не эффективна, поэтому требовала, как сегодня говорят, модернизации. В дела школы часто вмешивались высокопоставленные лица и вносили в ее работу тенденциозность. Николай Константинович приобрел сразу недоброжелателей в лице министра образования и вице-президента Академии художеств графа И.И.Толстого и художника М.П.Боткина. Они были против его кандидатуры. Вот как пишет А.Бенуа по поводу назначения Николая Константиновича на пост директора: «От г.Сабанеева Рерих получил такое наследие, которое всякий другой призадумался бы принять, тем более, что это наследство находилось под опекой лиц, достаточно могущественных и вполне однородных с г.Сабанеевым». (4)

Только поддержка председателя комитета Общества принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской помогла Рериху погасить недоброжелательность и проводить свою политику в руководстве школой. Она же поддержала его и в решении поехать за границу, познакомиться с системой художественного образования в Германии, Швеции, Франции и Италии.

Вернувшись из-за границы осенью того же года, Николай Константинович энергично взялся за дело. Преобразования он начал с обновления педколлектива. Несмотря на сопротивление И.И.Толстого и М.П.Боткина, в школу были приглашены люди творческие, с передовыми взглядами, крупные специалисты: скульпторы А.В.Щусев и В.А.Щуко, знаменитый гравер В.В.Матэ, иконописец Д.М.Тюлин, товарищи по мастерской Куинджи: А.А.Рылов, Н.П. Химона и другие.

Исследователь творчества Н.К.Рериха, искусствовед Е.А. Боровская замечает, что в начале XX века в художественном образовании за границей большую роль играли «авторские школы». Одной из таких школ была школа Ф.Кормона, в которой учился сам Рерих. До Рериха в рисовальной школе привлечение ярких индивидуальностей не приветствовалось. Он же, напротив, приветствовал педагогический поиск и эксперимент. (5)

Н.К.Рерих восстановил полноценную работу Педагогического совета, с которым Сабанеев ранее совершенно не считался и проводил его два раза в год, перед экзаменами. Отношения с педколлективом Н.К.Рерих выстраивал на принципах сотрудничества, решения принимались коллегиально.

Художник А.Рылов в своих воспоминаниях отметил, что Рерих принял за правило обсуждать важные вопросы сначала с наиболее авторитетными преподавателями, а потом со всем педагогическим советом. Вопросы и решения были очень хорошо продуманы, поэтому не встречали возражений. Все проходило быстро и по-деловому. «Николай Константинович давал свободу творческой инициативе преподавателей. Они воодушевлялись своим делом и увлекали за собой учеников», – пишет П.Ф.Беликов в биографии Н.К.Рериха. (6)

Со многими коллегами по школе он поддерживал дружеские связи на протяжении всей жизни. Теплые отношения у него были с архитектором В.А.Щуко (жил в Тамбове, после окончания Тамбовского реального училища в 1896 году поступил на архитектурное отделение Академии художеств, в школе Общества вел класс композиции). (7) Вот какую характеристику дал Николай Константинович В.А.Щуко в одном из своих очерков: «У него был природный тонкий вкус, и все, что исходило от него, было благородно по заданию и форме и прекрасно по жизненной внешности. Незабываемы его театральные постановки…Мы работали с ним по школе Общества Поощрения Художеств, и по Женским архитектурным курсам. Все эти годы совместной работы вспоминаются особенно сердечно… Во время множайших дискуссий и совещаний всегда можно было положиться на Щуко, что он не отступит от обдуманного, принятого решения. За время совместной работы мы с ним выдержали немало ретроградных академических натисков, и он понимал, что в этих житейских битвах единение есть первое условие». (8)

Житейских проблем было много и, как всегда, они касались финансирования. В очерке «Нужда» Рерих напишет: «Сколько раз искали деньги на самые необходимые нововведения в школе и частенько ни копейки не находили… Оказывалось, что если расширяются мастерские, то Общество имеет право ожидать сочувствие со стороны учащихся, тем более, что у нас было шестьсот бесплатных. Действительно так и было, но менее всего хотелось отягощать учащихся, среди которых было много неимущих. Плата в нашей школе была самая низкая, и эта основа должна быть ненарушаемой. Составление бюджета было самым злосчастным днем. Знаешь о всех нуждах, а доходные статьи – не резиновые!.. Комитет Общества затруднялся иногда выдавать стипендию в двадцать пять рублей и делил ее на две. Хороша была стипендия в десять рублей! Инспектор и руководитель класса Химона получал сто рублей… Сколько хлопот было, чтобы устроить полуслепому Врубелю нищенскую пенсию в пятьдесят рублей». (9)

Рериху много раз предлагали перейти в какое либо ведомство и получать деньги от государства, но он отказывался. Как администратор, он спокойно шел на самофинансирование, и на вопрос: почему – отвечал такими словами: «Мы сами на своем веку удостоверились, как одно дело художественных открытых писем в течение самого короткого срока давало огромные доходы. Мы видели прекрасные результаты выставок. Мы знали, как школа взносами части учащихся могла давать бесплатное обучение шестистам неимущим. Мы видели, как процветали в самый короткий срок кооперативы. Можем свидетельствовать, как самодеятельность полезных учреждений не только содержала их самих, но и позволяла широко уделять на благотворительность». (19)

В школе было 2,5 тысячи учащихся, 80 преподавателей. Два здания – на Морской и в Демидовом переулке, четыре загородных отделения, музей, выставочные залы. И все это нужно было организовать, направить, обеспечить. В том же очерке Николай Константинович отмечает: «трудности рождают возможности», эти слова стали девизом его жизни. Хорошо, если бы эти слова стали девизом современных школ, но для этого нужно так любить свое дело и полностью ему отдаваться, как делал это Рерих.

Изучая его опыт организации учебного процесса, мы вновь видим, как широко он применял системный подход, принцип интеграции, принцип связи теории с практикой. «Он ничего не ломал, а, опираясь на выработанные до его прихода традиции и структуру, вел дело с учетом новых требований времени и собственных представлений о художественном образовании». (1) В этом представлении красной нитью проходила мысль о том, что художественное образование должно быть доступным и демократичным.

Особое внимание Н.К.Рерих уделял развитию сети пригородных отделений, мастерских и воскресных классов, целью которых было подготовка кадров для художественной промышленности и предприятий, где требовались специалисты по техническому рисованию. «Двери школы были широко открыты для всех желающих приобщиться к искусству. Рабочая молодежь, ремесленники, студенты, матросы, солдаты, приезжие крестьяне получали беспрепятственный доступ в школу» (10). Рериха нередко просили бесплатно определить в школу детей из неимущих семей, и он не отказывал в помощи. Один из учеников школы, крестьянский сын Иван Шадр стал знаменитым скульптором (автор известной скульптуры «Булыжник-оружие пролетариата»).

В преподавании уделялось особое внимание национальным особенностям учеников. Народная культура питала творчество. Это он испытал на себе, когда в 1903-1904 году посетил с Еленой Ивановной 40 старинных городов. Они изучали их историю, сказания, обычаи, ремесла, архитектуру и поражались умению народа чувствовать, видеть и передавать красоту окружающего мира. Свою школу он стремился сделать подлинно народной и свободной.

Рерих верил в талантливость русского народа, задумывался о его будущем. Это будущее он видел на путях культуры, где наука заключит тесный союз с искусством и нравственностью. Позже, когда художник выйдет на уровень осмысления мировых проблем, напишет: «Искусство – сердце народа. Знание – мозг народа. Только сердцем и мудростью может объединиться и понять друг друга человечество». (11)

Терпение, последовательность, организаторский талант Рериха, умение сотрудничать с людьми позволили ему объединить людей вокруг важных идей, которые он внедрял в жизнь. Кроме идеи демократичности художественного образования, такой идеей была идея о синтетичности искусства, о неделимости его на прикладное и «чистое». Рерих писал: «В современном понимании искусства было воздано должное так называемому художественно-прикладному направлению, которое входя во все мелочи обихода, поистине питает народную жизнь животворными корнями искусства. Таким образом, школа Императорского Общества Поощрения Художеств, развивая за последнее время мастерские по различным художественным производствам, поступила правильно, отвечая запросам настоящего времени. Теперь же, заботясь об истинно всенародном подъеме искусства, становится очевидным, что глубокое понимание всех отраслей художественного производства может окрепнуть лишь в сознании о том, что искусство едино; в сознании, что искусство повседневных предметов делается значительным лишь в органической связи с лучшим и высшим творчеством». (12)

Через приобщение к высокому творчеству он видел путь преображения жизненного уклада и сознания народа.

Личности Николая Константиновича свойственно было устремление к совершенствованию, и в школе он постоянно совершенствовал учебный процесс. Вот то новое, что он внес в него: расширилась программа общеобразовательных предметов и истории искусства; введены были лекции по анатомии, древнерусскому искусству и зодчеству; открыты новые классы: медальерный, женский, этюдный, графического искусства, художественной вышивки, анималистики, съемки с натуры, педагогики.

Были созданы новые художественно-промышленные мастерские.

В 1908 году – рукодельная и ткацкая. «Школой были закуплены шведские станки. Через год ученицы этой мастерской под руководством художницы А.Э. Линдеман выполнили заказ Императорского двора – отреставрировали гобеленовые ковры петровской эпохи». (13)

В 1909 году открылась иконописная мастерская. Она готовила живописцев-монументалистов и иконописцев. Задача первых была фиксировать в натуральную величину погибающие фрески средневековых русских храмов. Задача вторых – сохранить народное иконописание, т.к. наблюдалось засилие печатной иконы. В этот период складываются принципы научной реставрации иконописи. Рерих внес неоценимый вклад в это дело. Мастерская была одобрена рядом церковных иерархов. В 1910 году открылась мастерская керамики и живописи по фарфору, в 1913 году – чеканки, в 1915-ом – архитектуры, затем обойная. В этой мастерской учили составлять рисунки обоев, вырезать обойные клише. В связи с войной, Германия прекратила поставку обоев и темперной краски. Открытие мастерской было своевременно. Организовать выпуск темперных красок в мастерских не удалось, хотя в программу был введен краткий курс «Технологии красок». Этот курс читал один из ведущих специалистов в этой области Д.И.Киплик. «На фабриках, куда многие поступали после окончания мастерских, очень ценились наши ученики, вносившие в технику и принципы настоящего искусства", – писал Рерих. (14) И вновь мы возвращаемся к его мысли, что предметы быта, окружающие человека, должны быть красивыми и создаваться на принципах настоящего искусства.

 Во главу угла он всегда ставил воспитание художественного вкуса, поэтому необходимо было формировать общую культуру. В школе часто проводились экскурсии в музеи столицы, в Новгород, в Псков. Погружение в старину и красоту памятников архитектуры давало положительные результаты. Примером интегрированного подхода к обучению является введение в программу уроков музыки и хорового пения. Устраивались концерты для учащихся, на которые приглашались знаменитые музыканты. «Вот вспоминается, как в мастерских Общества Поощрения Художеств под руководством Степы Митусова гремят хоры Мусоргского», – писал Н.К.Рерих в очерке «Мусоргский». (15) Ставились театральные постановки. Разные виды искусства в учебном процессе органично сочетались, обогащая и дополняя друг друга. Воспитывался художественный вкус, целостное представление о высоком творчестве.

Сегодня интеграция искусств позволяет создавать полихудожественные формы образования и воспитания. В основе такой формы лежит идея синтетичности искусства. Рерихом была внедрена интересная система воспитания и образования, в основе которой лежал индивидуальный подход в развитии личности. В школе раскрылся его талант не только администратора, но и педагога. Учитель применял оригинальные методические приемы. Его педагогической находкой стало ведение класса обсуждения эскизов. Требовательный к себе, художник был требователен и к учащимся. Николай Константинович давал очень тщательный анализ работам учеников и всегда подчеркивал необходимость самостоятельности мышления и проявления творчества. Их отсутствие вызывало с его стороны резкие отзывы. Тем не менее, обсуждение вызывало огромный интерес у учащихся и приводило к прекрасным педагогическим результатам.

Рерих вел класс композиции. «Он задавал ученикам определенную тему – историческую или бытового характера, заранее обуславливая формат и размеры картины, и уходил. Иногда композиция должна была быть решена в квадрате, иногда в круге, овале, треугольнике или даже в шестиугольнике. Сам, будучи мастером композиции, Рерих учил пластически мыслить. Иногда он давал задание на неделю. Так как Рерих всегда был очень занят, ученики иногда в 5 часов утра занимали очередь, чтобы первыми попасть к нему, так важен был для них зоркий глаз и совет маститого художника. Учил Рерих и владению различными техниками – масляной живописью, акварелью, пастелью, сангине». (16)

В выставочном зале регулярно устраивались выставки работ учащихся, проводились конкурсы живописцев, скульпторов, графиков, архитекторов. Большое внимание уделялось приобщению учеников к будущей профессиональной жизни. Используя свой авторитет, Рерих договаривался с издательствами, устроителями конкурсов, выставочными комитетами, заказчиками о привлечении к художественным работам учеников школы.

Богатая, глубокая натура Николая Константиновича Рериха притягивала к себе и сама по себе оказывала большое воспитательное воздействие. Его главными жизненными ценностями были любовь, красота и действие. Без глубоких нравственных чувств не может быть красоты, а красоту необходимо проявлять и сберегать в своих поступках и действиях. Основой жизни он считал культуру. Рерих был художником, педагогом и культурным и общественным деятелем одновременно.

Мысль о необходимости защиты культурных ценностей и сама концепция культуры зарождалась в петербургский период, в процессе его педагогической деятельности. Идеи концепции культуры и педагогические идеи органично переплетались и некоторые из них находили практическое воплощение в школе.

Важную роль в воспитании и образовании Рерих отводил принципу сотрудничества в школьном коллективе на всех уровнях: учитель – учитель, учитель – ученик, ученик – ученик, ученик и окружающие его люди. Образовательное пространство школы для него – это, прежде всего, пространство культуры, образовательный процесс – процесс творчества и сотрудничества, а сама школа – вход в настоящее познание, которое должно продолжаться непрерывно, также как непрерывен процесс самосовершенствования. Задача школы не только готовить учащихся к жизни, но и учить искусству жизни. Все это можно считать педагогическим кредо Николая Константиновича Рериха.

Результативность работы любой школы проверяется, прежде всего, отношением к ней учеников. Художник В.А.Кузнецов вспоминал: «Школа пользовалась любовью всех учащихся, в нее шли, как в собственный дом». (17) При Н.К.Рерихе рисовальная школа Общества Поощрения Художеств превратилась в одно из крупных демократических художественно-промышленных учебных заведений страны, стала вторым в России после московского Строгановского училища.

Педагогическая деятельность Рериха петербургского периода связана с еще двумя учебными заведениями. Это Женские курсы высших архитектурных знаний Багаевой (они готовили женщин-архитекторов, при них были художественно-промышленные мастерские) и мастерские для увечных воинов.

В 1912 году директором Женских курсов стал Н.К.Рерих. Они были аналогичны по организации и обустройству с рисовальной школой. Здесь также большое внимание уделялось развитию индивидуального творчества.

В 1915 году Н.К.Рерих обратился в Управление Красного Креста с предложением организовать для раненых воинов курсы прикладного искусства.

Николай Константинович думал о реформе художественного образования в России. Перед самым отъездом из Петрограда у него готов был проект создания свободной Народной Академии, в которой предполагалось сотрудничество мастерских так называемого «чистого» искусства и прикладного. Здесь учащиеся могли пройти обучение с начального этапа до высшего профессионального мастерства. Реализации этих планов помешали война и революция.

Подробное описание проекта мы находим в его очерке «Академия». (18)

Очерк завершается следующими строчками, которые хорошо раскрывают его педагогические взгляды: «Школа есть начало образования, которое будет развиваться в течение всей жизни. Учащие и учащиеся_прежде всего сотрудники. В этих дружеских многоообразных трудах выковывается здоровое поколение, здоровое творчество. Академия есть колыбель творчества. Нет разделения на прикладное и высокое искусство. Всякое хорошее искусство и высоко и жизненно. Искусство есть двигатель культуры. Дайте народу его исконное достояние».

Сегодня, когда одним из главных направлений модернизации образования является гуманизация и демократизация, педагогический опыт Н.К.Рериха востребован, как никогда.

________________________________

1, 2, 13, 17. Малашевская Л.А. Педагогическая деятельность Н.К. Рериха. Петербургский период // Петербургский Рериховский сборник. № 4. – СПб., 2001.

3. Макаренко Н. Школа Императорского Общества Поощрения Художеств. – Пб., 1914.

4, 6, 10, 11, 12. Беликов П.Ф., Князева В.П. РЕРИХ. – Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2009. – 400 с.

5. Боровская Е.А. Санкт-Петербургская рисовальная школа для вольноприходящих учеников и ее роль в развитии русского искусства. Опыт историко-художественной реконструкции (1839-1917). Автореферат дисс... доктора искусствоведения. – М., 2012.

7. Тамбовская энциклопедия – ООО Издательство «Юлис», 2004. – 704 с.

8. Рерих Н.К.Листы дневника. Т.2. – М.: МЦР, 2000 – С.184-185.

9. Там же. С. 247-248.

14, 16. Бузина Л.В. Рерих – педагог. http://v-svjatogor.narod.ru/5051/5051Buzina.html

15. Рерих Н.К.Листы дневника. Т.2. – М.: МЦР, 2000 – С.273.

18. Там же. С.102.

19. Щедрецов А. Педагогические уроки Рериха. Литературно-художественный журнал «Заповедник». Номер 59, ноябрь, 2004.

Опубликовано в сборнике:

IV Поленовские чтения: современные проблемы сохранения и развития художественных традиций : материалы Международной научно-практической конференции. Март 2013/ Комитет культуры Администрации г.Тамбова, МБОУ ДОД "Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д.Поленова"; отв. ред.М.В.Никольский. – Тамбов: Принт-Сервис, 2013. – 292 с.

 

ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКЦИИ:

доп. о творчестве Н.К. Рериха – см. «Рерих в России» сайт СибРО

http://rossasia.sibro.ru/voshod/article/22389

 http://rossasia.sibro.ru/voshod/article/20223