Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Географический ренессанс и географическая культура


Михайловский Олег Семенович
,

учитель географии ГОУ «Гимназия РАО № 157

им. принцессы Е.М. Ольденбургской»,

Санкт-Петербург

«География – одна из древнейших

и вечно молодая, развивающаяся наука»

              Из книги «Мир географии»

 

Сегодня в образовании многих стран мира мы наблюдаем так называемый «географический ренессанс» – к географии вновь повернулись лицом, вспомнили о некогда забытой науке. Международный географический союз, существующий с 1871 года, и входящая в его состав комиссия по географическому образованию, существующая с 1952 года, одними из приоритетных задач своей деятельности определили проведение на международном уровне идеи важности географического образования в начальной и средней школе, демонстрацию его преимущества в непрерывном образовании.

В России актуальность географической темы в образовании приобретает все больший размах, о чем свидетельствуют «Концепция обновления географического образования в российской школе», предложенная Советом по проблемам географии Российской Академии образования. Модернизация российского образования и ЕГЭ определяют высокие требования к уровню сознательности, просвещенности и культуры выпускника.

В географии неувядаемая романтика странствий удивительным образом сочетается c особым, глубоко научным видением мира. Едва ли найдется другая наука, которую в равной степени интересовали бы вода и суша, рельеф Земли и атмосферные процессы, живая природа и территориальная организация жизни и деятельности людей. Синтез этих знаний и характеризует современную географию. Проблемы взаимодействия природы и общества, выражающиеся ярче всего в поисках путей рационального природопользования, интенсификации производства требуют комплексного подхода, единого взгляда на окружающий нас мир.

Достижения современной географии позволяют ей выработать такой взгляд через овладение знаний, составляющих основу миропонимания, мировоззрения, дающих представление о современной географической картине мира как части общей научной картины мира (см. прим. ред.).

«Из всех людских безумств и заблуждений самым непостижимым мне кажется то, что человек, живя на Земле, не стремится познать ее всю целиком». Эти слова, принадлежащие мореходу, покорителю Тихого океана Фестису де Тольна, полнее убеждают нас в том, что основы этих знаний должны стать необходимым элементом культуры каждого современного человека.

Именно поэтому столь актуален вопрос о формировании географической культуры как составной части общей культуры человека, за которую, прежде всего, «отвечает» школьная география.

Географическая культура позволяет рассматривать географическую среду через призму культуры, определяя меру человечности по отношению к природе, к социуму, глубину духовности и уровень гуманистических качеств личности. В этом случае изучаемые природные и социально-экономические объекты раскрываются как целостные образования, вписанные в бытие человека.

Формирование географической культуры учащихся – это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность общества, на понимание бытия трех самоценных начал: Природы, Человека, Общества.

С точки зрения дидактики, реализация данного подхода способствует преодолению отчуждения между теоретическими знаниями школьников и ценностями географической культуры, формулируемой при изучении реальных объектов природы, культурных событий и т.д.

Вопрос о географической культуре, географической образованности молодого поколения, а, следовательно, и всего народа продолжает оставаться весьма актуальным, ведь уровень этой образованности – причем, от прораба до министра – по-прежнему недостаточно высок. Об этом свидетельствуют широко известные многочисленные примеры географического невежества при осуществлении ряда социально-экономических мероприятий. Пример – как пишет еженедельник «География» – содержание плакатов с предвыборной агитацией, появившихся в московском метро в феврале 2004 года. На них изображены очертания России… без Курильских островов и без Калининградской области. Изображение сопровождается издевательски выглядящей в этом сочетании цитатой из Конституции о том, что президент должен выступать гарантом территориальной целостности страны. Страшен не сам факт появления в Москве карты территории России без земель, за которые наши отцы и деды кровью заплатили в Великую Отечественную войну. Более страшно то, что миллионы наших людей спокойно проходят мимо кощунственной карты, содержащей прямое оскорбление нашего национального достоинства.

Попробуйте сказать американцу, что в его стране только 48 штатов. Попробуйте «забыть» на карте США, за целостность которых отвечает местный президент, Аляску и Гавайи. Каждый американец знает свою территорию. Американская школа при всех недостатках вкладывает в умы и души своих детей национально значимую и национально ценную информацию о государственной территории.

Невозможно представить себе, чтобы во Франции была вывешена перед президентскими выборами карта страны без Корсики. Да что без Корсики! Французы настояли, чтобы на карте Европы, помещенной на банкнотах «евро», были означены все их заморские департаменты. А, казалось бы, ну что там – забыть Французскую Гвиану или Мартинику при изображении Европейского Союза!

Цели школьного географического образования – поворот научных знаний к нуждам человека к практическому их применению – основа формирования географической культуры в обществе, умение грамотно ориентироваться в природе и обществе.

Герберт Гросс в своей книге «География мира» писал: «География изучает взаимоотношения между человечеством и его природным окружением. Едва ли не с тех пор, как на Земле появились первые люди, человек начал использовать природу, чтобы обеспечить всем необходимым не только свою жизнь, но и жизнь своих потомков».

Сегодняшнее человечество является продуктом своих вчерашних действий по использованию, приспособлению и изменению природы Земли сначала в интересах своего выживания, а затем и развития. И сегодня люди во всем мире продолжают задаваться извечным вопросом: «Как обустроить свой земной Дом для себя и будущих поколений?»

Таким образом, роль географии в подготовке учащихся к жизни, к поведению в природе, обществе, государстве огромна, и поэтому значение географических знаний и географической культуры как составной части общей культуры человека, основы которых закладываются в школе, в решении этого вопроса трудно переоценить.

Культура – это высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности. Вот почему по образному выражению Ильи Эренбурга, «культура всегда наступала и наступает не на другие страны, а на невежество, грубость, на человеческую разъединенность».

Географическая культура включает четыре основных компонента:

I. Географическую картину мира;

II. Географическое мышление;

III. Методы географии;

IV. Язык географии.

I. Географическая картина мира – основополагающее понятие, элемент географической культуры, который лежит в основе научных знаний, полученных и проверенных в ходе исследовательской и практической работы в области современной географии, и отражает представления человека о природе и обществе, его отношение к ним.

Очень большое воздействие на формирование научной картины мира оказывают два процесса: дифференциация и интеграция, а также сквозные направления, пронизывающие всю географическую науку. Эти направления:

– гуманизация, которая в географии, как и во всей науке, связана с поворотом к человеку и всем сферам его жизнедеятельности. По сути, это целое новое мировоззрение, утверждающее ценности общечеловеческого, общекультурного достояния и рассматривающее в первую очередь жизнь людей и их общественные отношения. По словам Я.Т. Машбица, современная география – это наука «для человека», «от человека» и во многом «через человека». На первый план в ней выходят связки: «человек-природа», «человек-хозяйство», «человек-территория», «человек-окружающая среда».

– социологизация, заключающаяся в повышении внимания к социальным аспектам развития (социальная география, социальная экология, социальная инфраструктура и др.)

– экологизация, предполагающая рассмотрение человека в неразрывной связи со средой его обитания, условиями жизни. Экологизация как направление также характерна для всего междисциплинарного комплекса наук, который исследует взаимодействие общества, производства и окружающей среды или «экоразвитие».

– экономизация – направление, которое также характерно для многих наук. Зарождение и развитие экономизации было непосредственно связано с «количественной революцией», наступившей в эпоху кибернетики. Сегодня Россия переживает новый бум экономизации, вызванный переходом к рыночной экономике.

II. Географическая культура подразумевает овладение специфическим географическим мышлением. По утверждению Н.Н. Баранского, – «это мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту, и, во-вторых, связное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного “элемента” или одной “отрасли”».

Э.Б. Алаев сначала предложил «триединое» толкование географического мышления (территориальность, комплексность, конкретность), а затем дополнил его еще одним качеством – глобальностью, т.е. требованием обязательного соответствия локальных, региональных, национальных, континентальных, зональных и других частных проблем с их мировым, глобальным «фоном».

           III. Общегеографические методы:

традиционные инновационные
описания;
сравнительно-географический;
количественные
математические моделирования;
аэрокосмическое;
геоинформационные.

 

В физической географии – это геохимический, геофизический и палеогеографический методы.

В социально-экономической географии – методы экономического районирования, территориально-производственых комплексов, энергопроизводственных циклов, ресурсных циклов.

IV. Овладение географической культурой предполагает хорошее владение языком географии, который включает следующие компоненты:

1) понятия и термины;

2) факты, цифры и даты;

3) географические названия и язык карты;

4) географические представления (образы).

Проблемы школьной географии связаны, прежде всего, с существующей структурой школьного географического образования, которая должна быть построена, исходя из таких принципов, как неразрывность физико-географической и экономико-географической ветвей, личные познания географии от общего к частному (соответственно 6-8-й и 9-10-й классы). Завершить среднее географическое образование (11-й класс) следует синтетическим курсом.

Выпускник средней школы должен достаточно четко представлять яркую и многосложную географическую картину мира, включающую в себя более мелкие картины: природу территорий, населения, хозяйства отдельных стран и регионов.

Школьная география должна быть пронизана краеведческим содержанием.

И важно наличие в школьной географии разделов по истории путешествий и открытий, т.к. географическая культура включает изучение истории географии. Об этом в свое время хорошо написал выдающийся немецкий географ Фридрих Ратцель: «Нельзя изучать географию, не зная ее истории – это особенность данной науки. В других науках полезно знать их историю – в географии же это необходимо. Но история географии есть не просто история науки, а существенная часть всемирной истории. Она показывает, как народ познает свою страну, а человечество – родную землю». Это справедливо, поскольку история географии – это наука, изучающая возникновение и закономерности географических представлений и идей на протяжении всей истории человеческого общества в условиях различных социально-экономических формаций и локальных (региональных) цивилизаций. Иными словами, история географии – это не только история науки, но и весьма важная и неотъемлемая часть Всемирной истории культуры.

Модернизация российского образования предусматривает введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы.

Профильные общеобразовательные предметы – это фактически углубленные предметные курсы для старшей ступени школы. Они определяют направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, «Физика», «Химия», «Биология», «География» – определяющие предметы естественно-научного профиля; «История», «Право», «Экономика» – социально-экономического профиля и т.д.

Важные черты профильных курсов:

1. В их состав входят только те профильные общеобразовательные предметы, которые углубляют содержание базовых общеобразовательных предметов.

2. На профильном уровне базовые предметы могут быть представлены одним интегрированным курсом. Например, «Естествознание» на профильном уровне может быть представлено совокупностью естественно-научных курсов: «Физики», «Химии», «Биологии», наук о Земле; «Обществознание» – курсами «Экономики», «Права», «Социологии», «Культурологии» и др.

Элективные курсы – обязательные по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Одни элективные курсы играют роль «надстройки» профильного курса, который становится в полной мере углубленным, а школа, в которой он изучается, превращается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов. Другие развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на базовом общеобразовательном уровне. Это позволяет школьникам, интересующимся этими предметами более подробно, их изучить и получить дополнительную подготовку для ЕГЭ. Третьи создают возможность учащимся, обучающимся в классах определенного профиля, изучать предметы, входящие в состав другого профиля. Важно помнить, что количество предложений элективных курсов должно превышать спрос на них со стороны учащихся.

Географическая культура предусматривает овладение компьютерной грамотностью, которую называют нередко «второй грамотностью». Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни – неотъемлемая часть «интеллектуального багажа» современного человека.

Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.

Современная молодежь, в большинстве своем свободно вращающаяся в компьютерном мире, сама ищет возможности использования компьютера при выполнении заданий, особенно, если эти задания связаны с привлечением большого массива современной информации или со сложными графическими построениями, или с высокими требованиями к оформлению работы. В таких условиях преподаватель просто обязан приложить усилия к скорейшему освоению и использованию всех полезных новшеств, которые предлагает технический прогресс в преподавании географии. Это уже продиктовано самой жизнью.

В географии заложены огромные возможности для применения новых технологий. Большой интерес представляет использование обучающих программ на дисках (CD), мультимедиа, создание учебных программ и учебных пособий, использование Интернета.

Начиная с 2001, года в школах России проводится Единый государственный экзамен. Он проводится с целью определения уровня общеобразовательной подготовки учащихся для их итоговой аттестации и отбора при поступлении в ВУЗы.

Объективной реальностью является тот момент, что в условиях введения итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ, каждый учитель субъективно нацеливает свою работу на то, чтобы его выпускники продемонстрировали как можно более высокий уровень подготовки. К единому государственному экзамену, как и любому экзамену, учащихся надо готовить, но эта подготовка не должна сводиться к «натаскиванию» на бездумное выполнение различных заданий. Залогом высоких результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене, является систематическая продуманная работа в течение всех лет обучения, нацеленная на достижение целей школьной географии, – формирование географической культуры.

Организационные формы обучения географии разнообразны и объединяются в две группы: урочные и внеурочные формы обучения предмету. К первой группе относят урок и лекционно-семинарско-зачетная система обучения, которая развивается в рамках урока. Во вторую группу входят учебные экскурсии, дополнительные занятия, общественные смотры знаний, домашняя работа учащихся. Форма организации обучения во многом определяет характер общения как между учителем и учащимися, так и учащихся между собой.

На базе петербургской Гимназии РАО № 157 с 1997 года действует международная программа дополнительного образования старших школьников «Модель Организации Объединенных Наций». Программа работает при поддержке и по правилам крупнейшей в Европе «Гаагской Модели ООН». Главные мероприятия проекта – проведение международных молодежных конференций.

Работа «Модели ООН» как формы внеклассной работы позволяла преодолевать узость предметных рамок, а его учебное содержание – органично интегрировать знания из различных областей, изучающих природу, общество и человека. Роль дипломата ООН, которую принимали на себя старшеклассники, предполагала умение ориентироваться в вопросах политики, экологии и экономики, знание парламентской процедуры и владение английским языком. В основе интеграции осуществлялся поиск путей решения актуальных проблем, волнующих человечество. Этот поиск осуществлялся в ситуациях, которые не прогнозировались заранее, а возникали спонтанно в процессе взаимодействия со сверстниками из других городов и стран. Результатом этого полилога, отражавшего множественность позиций, становилось конструктивное решение, примиряющее его участников. Таким образом, программа была направлена на привлечение внимания школьников к глобальным проблемам современности, формирование целостной картины мира, развитие навыков общения и сотрудничества на межкультурной основе. В «Модели ООН» был реализован характерный для ролевой игры принцип «постановки себя на место другого». Делегаты конференций, согласно правилам, представляли страны, жителями которых они не являлись. Условия программы требовали от участников понимания и принятия позиции другого государства, которое в реальной жизни могло являться (или считаться политиками) соперником, недругом их родной страны. Важно и то, что иностранные гости смогли составить собственное представление о России, основанное не на телевизионных репортажах, а на личных впечатлениях. Российские участники проекта, в свою очередь, получили недоступный в прежние десятилетия опыт личного общения с иностранными сверстниками.

География – единственный в школьном курсе предмет, предоставляющий возможность путешествовать реально по родному краю, России, другим странам; мысленно – по страницам учебника, многочисленной дополнительной литературе, по карте.

«Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома» (Анатоль Франс). Каждый, путешествуя, непременно открывает вдали что-нибудь новое; вернувшись, он открывает глаза на знакомое – тем самым обогащает свою душу.

Несмотря на разнообразие форм организации обучения основной, главной формой организации учебного процесса остается урок. Он занимает центральное место среди других форм.

География (и только география) несет почетную обязанность через знания показать огромное разнообразие и единство мира и, тем самым, сохранить его для нас и грядущих поколений. Поэтому со всей очевидностью можно рассматривать географическую культуру как составную часть общей культуры человека. Дело в том, что без знаний, которые учащиеся должны получить на уроках географии, современный человек вообще не может обойтись. Постичь же законы взаимодействия между обществом и природой в самых разных аспектах помогает учащимся географическая картина мира. Она дает возможность каждому ученику определить свою личную включенность в сегодняшнюю и завтрашнюю жизнь планеты.

В конечном счете, среднее географическое образование может и должно обеспечить формирование географической культуры учащихся, о чем размышляют многие учителя географии. Что же касается самих учащихся, то вот как они отвечают на вопрос: «Что для вас география?»

– Современная география – это наш мир.

– Только география показывает место России в мире, дает сравнение с другими странами по многим показателям. Уроки помогают понять экономические и политические проблемы стран. Появляется желание изменить, улучшить жизнь в родной стране.

– Это умение ориентироваться в родном городе и умение выжить в экстремальной ситуации.

– Это способность понимать другого человека, на каком бы языке он ни говорил, какую религию он ни исповедовал.

– Это знание того, что скрыто за столь привычным прогнозом погоды.

– Это ощущение неповторимости каждого мгновения, каждой капли, каждого восхода, каждого путешествия и впечатления.

– География – это визит нашего президента в другую страну, демонстрации антиглобалистов, борьба с терроризмом, извержение Этны, беспощадность ледника в Северной Осетии, цунами в Юго-Восточной Азии, победы Федора Конюхова, возникновение Санкт-Петербурга, это качество нашей жизни, клуб кинопутешественников, «непознанная планета» Олега Алиева.

– Это часть культуры человека.

Мы рассматриваем образование как явление культуры и фактор ее развития. Поэтому в преподавании географии необходимо учитывать не только многообразие целей и задач географического образования, но и сложность и необходимость формирования географической культуры учащихся как части общей культуры человека.

 

Литература:

1. Мир географии: География и географы. Природная среда. – М.: Мысль, 1984.

2. Бромлей Ю.В. Мировая культура: традиции и современность. – М.: Наука 1991.

3. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во,1996.

4. Максаковский В.П. Географическая культура – М.: Владос, 1998.

5. Жекулин В.С. Историческая география – Л.: Наука, 1982.

6. Шульгина О.В. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии // «География в школе», №5, 2004.

7. Новое мышление в географии. – М.: Наука 1991.

8. Баранский Н.Н. Научные принципы географии: Избранные труды. – М.: Мысль,1980.

9. Исаченков А.Г. Развитие географических идей. – М.: Мысль, 1971.

10. Новые взгляды на географическое образование. – М.: Прогресс, 1986.

11. Харвей Д. Научное объяснение в географии. – М.: Прогресс, 1974.

12. Мересте У.И., Ныммик С.Я. Современная география: Вопросы теории. – М.: Мысль, 1984.

 

Примечание редакции:

Земное и Надземное – о неразрывности этих понятий, о союзе Земли и Неба как о началах, основах жизни повествуют космогонические мифы[1].

О необходимости одновременного изучения наук о Земле и науки о Вселенной указывал в свое время М.В. Ломоносов. Студентам Географического департамента «надобно обучаться астрономической теории», говорится в документах Академии Наук того времени. Примечательно, что лекции по астрономии должны были проводиться не меньше четырех раз в неделю[2].

___________________________________

1 Мифы народов мира. Энциклопедия. Изд 2-е.Т.1 – М.: Большая Росс. Энциклопедия, 1997, с. 466.

2 Ломоносов  М.В. О воспитании и образовании. – М.: Педагогика, 1991, с.81.