Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

 Фольклоротерапия: здоровьесберегающий эффект занятий народным творчеством

 Афанасьева Алла Борисовна,

кандидат искусствоведения,

доцент кафедры художественного образования ребенка

Российского Государственного педагогического

университета им. А.И.Герцена

 

Одной из функций системы образования – помимо обучающей, воспитательной, развивающей – является здоровьесберегающая функция. Под термином здоровьесбережение обычно понимается укрепление психологического и физического здоровья человека. «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов», – записано в Уставе Всемирной организации здравоохранения [13].

Цель статьи – обосновать здоровьесберегающий эффект занятий по этнокультуре. Данная область крайне мало исследована в науке.

 Для начала – несколько цифр. Всего 21,4% школьников в России можно назвать абсолютно здоровыми (из высказывания министра здравоохранения и социального развития РФ Т.А. Голиковой, сделанном ею на заседании президиума Совета при президенте РФ по реализации нацпроектов и демографической политике, прошедшем 26 февраля 2010 г.) [1]. Еще более мрачные цифры указывает Л.Д.Назарова, ссылаясь на данные института возрастной физиологии: «среди первоклассников здоровыми являются 14% детей, а среди выпускников – лишь 2%»[7, с.9]. По данным исследования, проведенного институтами Санкт-Петербурга, «здоровый режим сегодня соблюдают 19,4% школьников, активно занимаются спортом только 10,9% учащихся. А 13,2% детей не имеют никаких физических нагрузок, кроме школьных» [1].

Помимо физического здоровья, тревогу вызывает и состояние психического здоровья детей и взрослых. Как известно, рост неврозов связан с кризисом и нестабильностью нынешней ситуации, разрушением сложившихся ранее традиций, изменением ценностных ориентиров, негативным воздействием многих явлений современной культуры постмодерна и, в частности, «массовой культуры», активно проникающей в сознание личности через систему СМИ. В мире, живущем в состоянии информационной и техногенной глобализации, способствующей повсеместной унификации всех сфер жизни,  противовесом всеобщему универсализму является этнокультурное многообразие. Не утратить его возможно лишь в условиях реализации этнокультурного образования в системе общего и дополнительного образования и в условиях его взаимодействия с семьей.

Отметим, что в упомянутом исследовании [1], как и в обсуждении проблемы на заседании Госсовета, укрепление здоровья детей связывают только с занятиями физкультурой. Однако занятия искусством – арт-терапия – также оказывают положительное психофизиологическое воздействие на человека, а помимо этого влияют и на его духовное здоровье. На таком воздействии основано направление арт-терапии.

Арт-терапия издавна имеет медицинское и педагогическое применение и осмысление (этому посвящали свои труды Л.С. Брусиловский, М.Е. Бурно, С.О.Вышегородцева, Д.Голдмен,  А.С.Казарисова, А.И.Копытин, А.Маслоу, М.Менегетти, В.И.Петрушин, Э.Фромм, А.Швейцер и др.).В медицинском направлении исследований арт-терапия определяется как лечение, осуществляющееся в процессе занятий художественным творчеством. В педагогическом аспекте арт-терапия рассматривается как совокупность средств, приемов, способов, направленных на профилактику, психокоррекцию эмоциональных и функциональных состояний, гармоничное развитие детей в процессе занятий художественной деятельностью и, в целом, в общении с искусством.

Активно применялась также психодиагностическая методика цветового моделирования эмоциональных состояний в модификациях выбора цветовых предпочтений из предложенных (по цветовому набору теста Люшера) или создания собственной цветовой модели (одним цветом или их сочетанием). Подробнее эти психодиагностические методики описаны в психологической литературе [например, 4, 10, 14].

Хорошо известны наиболее употребительные виды  арт-терапии: игровая, музыкальная, танцевальная терапия, вокалотерапия, эстетотерапия, драматерапия, арт-терапия средствами изобразительного искусства (спонтанное рисование, цветотерапия). Недавно появились также: библиотерапия, ландшафтотерапия, ароматерапия под музыку, сказкотерапия.

На грани  XX-XXI вв. автором данной статьи был введен термин «фольклоротерапия», определяемый как направление арт-терапии, в котором средствами занятий фольклором осуществляется психокоррекционное и гармонизующее воздействие на личность [2, с.140]. Фольклор рассматривается как подсистема этнокультуры, как комплекс видов народного художественного творчества.

Среди функций этнокультуры для исследуемой нами проблемы наиболее важны три функции, тесно связанные между собой. Аксиологическая функция: этнокультура несет ценности, важные и необходимые для жизни этноса и жизни каждого человека (представителя народа).  Психологическая функция – способствует защите душевного равновесия человека, находящего в этнокультурных ценностях точку опоры, чтобы обрести силу, спокойствие, устойчивость. Социальная функция – консолидирует социальные слои вокруг многовековых, проверенных временем этнокультурных ценностей. В целом, если личность органично связана с этнокультурой, она, как правило, находится в состоянии психологической гармонии с миром – что уже способствует здоровьесберегающему эффекту.

Ныне в урбанизированной России этнокультура существует в осколках – естественная преемственность передачи традиций нарушена. Не в каждой семье этнокультурные традиции живы, часто и родители мало знают о культуре своих предков, поэтому в трансмиссии культурных ценностей возрастает роль системы образования. Однако вне союза семьи и образовательного учреждения передача традиций в современных условиях затруднена. Необходимо тесное взаимодействие, взаимопомощь семьи и школы. Важная на всех этапах становления ребенка эта взаимосвязь наиболее гибко осуществляется в условиях начальной школы – ведь не секрет, что и дети, и сами родители воспринимают учителя начальных классов как вторую маму.

 

Занятия по этнокультуре должны включать в себя и взаимодействие с семьей:

– написание родословной (генеалогического древа),

– совместное творчество вариантов фольклорных произведений (сказок, колыбельных, загадок, закличек, потешек, частушек. былин),

– создание костюмов и рукотворных образцов материальной культуры,

– участие в народных праздниках,

– совместный труд,

– приготовление блюд традиционной кухни.

 

Спокойное жизнерадостное общение детей с родителями в процессе совместного творчества, свойственное традиционной культуре, само по себе оказывает благотворное воздействие на ребенка.

Школьные занятия по этнокультуре включают в себя такие виды художественного народного творчества, как: словесный, музыкальный, хореографический, игровой, драматический фольклор, декоративно-прикладное искусство. Многие отмечают положительное воздействие фольклора на нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей [например, 8]. В книге М.Н. Зыковой «Фольклоротерапия» описываются методы, применяемые в музыкотерапии, которые можно адаптировать в работе с фольклорным материалом [6]. Но психофизиологическое воздействие народной музыки описывается крайне редко, приведем книгу Л.Д.Назаровой «Фольклорная арт-терапия» [7], статью Ж.К.Ярем «Влияние песенного фольклора на здоровье учащихся» [15].

Однако в науке не использовались диагностические методики, фиксирующие положительное психофизиологическое влияние фольклора. Поэтому был отобран ряд психодиагностических методик для исследования психофункционального состояния детей в ситуации занятий этнокультурой.

В рамках разработанного курса «Основы этнокультуры» (1998) автором был проведен цикл занятий этнокультурного содержания в начальных классах 470-й гимназии Санкт-Петербурга в комплексной методике, нацеленной на познание этнокультуры как системы. В ряд занятий были включены замеры функционального воздействия на детей различных форм фольклора[1].
В ходе занятий ребята пели и осваивали в музыкально-игровой форме произведения традиционного детского фольклора, разучивали колядки, водили хороводы, играли в народные игры, знакомились с этнографией русской деревни, со спецификой культуры других народов России (по сказкам, по экспозиции Этнографического музея). На основе разученного материала вместе с детьми составлялся ход театрализованного обрядового представления «Святочная вечерка», которое в итоге было разыграно в качестве новогоднего праздника. На него были приглашены родители, помогавшие в подготовке костюмов и традиционного угощения.

В процессе приобщения детей к этнокультурным традициям методом наблюдения было замечено улучшение эмоционального и физического состояния детей. Известно, что «впевание» в звук, в целом процесс пения благотворно влияет на физиологическое состояние, на дыхательный аппарат, что отмечается в направлении вокалотерапии. Игры, вождение хороводов, действенность обрядовых фрагментов способствуют физическому развитию ребенка и имеют значительный здоровьесберегающий эффект, особенно в ситуации многочасового сидения современных детей, ведущего к гиподинамии, совершенно не свойственной детской физиологии. В целом наблюдалась гармонизация психофизиологического состояния детей, позитивное эмоциональное воздействие и последействие занятий.

Однако метод наблюдения не всегда достаточно убедителен. Поэтому на трех занятиях (по детскому фольклору, видам хороводов и праздничной вечерке) проводились замеры по методике диагностики психических состояний САН (Самочувствие–Активность–Настроение). До и после занятий детям предлагалось ответить на 3вопроса:

1.Прислушайся к себе, как ты сейчас себя чувствуешь? (Самочувствие)

2. Хочется ли тебе сейчас проявлять активность? (Активность)

3. Оцени, какое у тебя сейчас настроение? (Настроение)

 Ответы зафиксировались на индивидуальных карточках по 5-бальной шкале (отметка в баллах).

Также предлагалось оценить, насколько понравилось занятие (Насколько ты удовлетворен занятием? Поставь оценку). Так выявлялся «коэффициент удовлетворенности», иногда в психологии он называется «коэффициент радости».

В ходе статистической обработки данных было выявлено положительное влияние занятий по этнокультуре на психофункциональное состояние детей. Показатели самочувствия и настроения у детей улучшилось на всех видах занятий. Показатель активности у некоторых снижался в связи с незначительной усталостью после занятия. Коэффициент удовлетворенности, в целом, очень высок: по детскому фольклору – 4,5; видам хороводов – 4,6; на празднике – 5,3 (т.к. 5 с плюсом оценивалось в 5,5 балла).

Активно применялась также психодиагностическая методика цветового моделирования эмоциональных состояний в модификациях выбора цветовых предпочтений из предложенных (по цветовому набору теста Люшера) или создания собственной цветовой модели (одним цветом или их сочетанием). Подробнее эти психодиагностические методики описаны в психологической литературе [например, 4, 10, 14].Проводимая до и после занятий данная методика всегда отражала высветление или активизацию цветовой характеристики своего состояния в результате занятий фольклором. Например, придя на занятие, ребенок моделирует свое состояние серым цветом, отражающим (по интерпретации Люшера психологических значений цветов) его эмоциональное равнодушие в данный момент, а после занятия моделирует состояние желтым цветом, что характеризует эмоцию радости, «интеллектуальный оптимизм» (Н.В.Серов). В ряде случаев цветовое моделирование дополнялось образным моделированием (переносом восприятия музыкального образа в художественное воплощение живописного образа).

Подобные виды диагностики проводились вместе со студентами в экспериментальной работе в ряде школ Санкт-Петербурга и области. Опробовался различный материал, формы и методы занятий. Например, сравнивалась эффективность и психологическое воздействие методов слухового восприятия, певческого освоения и деятельностного вождения хороводов; методов беседы о календарных праздниках и комплексного их освоения; форм традиционного или интегративного урока, игры, виртуального путешествия, моделирования аутентичной ситуации и др. Выявлялось их фольклоротерапевтическое действие.

В ряде экспериментов сравнивалось влияние музыки, исполняемой на русских народных инструментах и в звучании симфонического оркестра. Отметим, что в общеобразовательной школе воздействие произведений в исполнении русских народных инструментов оказалось намного значительней, чем воздействие симфонической музыки (которая многим детям оказалась трудна для восприятия и, соответственно, ее результативность по диагностике САН была незначительна и даже негативна – в школе поселка им. Свердлова Всеволожского района Ленинградской области.)

Выявлялось влияние народной и симфонической музыки на детей, занимающихся в изостудии, в музыкальной школе, непосредственно в ансамбле русских народных инструментов.

В результате диагностики определились следующие тенденции.

1) Исполнение и восприятие специально подобранной классической и народной музыки, в целом, полезно для эмоционально-психологического развития детей и благотворно воздействует на них.

 2) Восприятие русской народной музыки проходит ярче, чем восприятие классической музыки детьми, и, соответственно, динамика положительного воздействия выше.

3) Положительное воздействие русской народной музыки сказывается на всех детях, независимо от уровня эстетического и собственно музыкального развития детей.

4) Восприятие любой музыки интереснее для детей, которые имеют опыт исполнения музыки, игры на музыкальных инструментах (имеющих начальное музыкальное образование). Яркий положительный эффект и «всплеск» активности наблюдался у участников ансамбля народных инструментов при прослушивании произведений, которые дети сами когда-либо исполняли (показатели САН возрастали от 3,8 до 5), т.е сказывается позитивный эффект знакомой музыки и освоенной в собственном творческом опыте (по материалам дипломной работы Ю.Н.Александровой).

Сравнивая результаты многих локальных экспериментов, проводимых под руководством автора в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, можно сделать следующие выводы. Выявилось в целом позитивное влияние занятий этнокультурного содержания на психоэмоциональное и физиологическое состояние детей, но больший эффект наблюдался в активных формах работы, в художественной деятельности по освоению этнокультуры, в комплексной методике, включающей движение, коммуникацию, театрализацию. Отличные результаты показало включение наигрышей на народных инструментах в содержание урока и в «динамические паузы» в процессе урока.

Здоровьесберегающий эффект занятий является одной из составляющих целостного воздействия фольклора. Приобщение ребенка к этнокультуре, представляющей собой сложную синкретичную систему, способствует многостороннему развитию ребенка, его интеллектуально-эмоциональной и коммуникабельной сферы, формированию исторического сознания, нравственных и ценностных ориентаций. В экспериментальной работе фокусировалось внимание на одной из сторон воздействия занятий этнокультурного содержания, чтобы выявить их здоровьесберегающий потенциал. Методами наблюдения и серией психодиагностических методик было доказано позитивное психокоррекционное влияние этнокультурного материала. Его освоение в комплексной методике оптимизирует процесс обучения, делает его более радостным и увлекательным. Обогащение эмоционального, творческого и этнокультурного опыта на занятиях в школе и дома помогает детям переключиться от отрицательных переживаний на положительные чувства, мысли, действия, создать в сознании позитивный образ мира, что благотворно действует на психологическое и психофункциональное состояние человека.

Тем самым занятия по этнокультуре способствуют здоровьесбережению самого ребенка и созданию здоровьесберегающего образовательного пространства, включающего в себя эмоционально-поведенческое, вербальное, культурологическое подпространства [5]. Они органично входят в контекст здоровьесберегающей педагогики – нового направления в педагогической науке и практике, связанной с разработкой и внедрением в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, создания здоровьесберегающей среды [5, 9, 11, 12]. В итоге же через мир искусства и, в частности, мир народного искусства формируется экология души ребенка, экология детства.

______________________

[1] Программа курса и его методические основы подробно изложены в монографии автора [3]

 

Источники

  •  79% российских школьников больны – http://news.mail.ru/society/3444168/
  • Афанасьева А.Б. Фольклоротерапия на уроках музыки // Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования: Традиции, перспективы, поиски/ Вып.3. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева, 2000. – С. 139-145.
  •  Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование в России: Теория, история, концептуальные основы. Монография. – СПб.: Университетский образовательный округ СПб и ЛО, 2009.
  •  Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности.  – СПб.: изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 1999.
  • Бурилова Е.А. [и др.] Здоровьесберегающие технологии – http://zdorovsud.narod.ru/index.htm
  • Зыкова М.Н. Фольклоротерапия. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.
  • Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. – СПб.: Речь, 2002.
  • Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Педагогическое общество России , 2000.
  • Построение здоровьесберегающей образовательной среды в школах Санкт-Петербурга – http://www.k-obr.spb.ru/page/6/news/455/
  • Психотерапевтическая энциклопедия./ Ред. Карвасарский Б.Д. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2006.
  • Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  • Степанова М. Инновации в образовании: Размышления гигиениста //Народное образование. – 2006. – №1. – С.29-33.
  • Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения(Нью-Йорк, 22 июля 1946 года) – http://www.med-prof.ru/vm212.html
  • Элькин В.М. Целительная магия музыки: Гармония цвета и звука в терапии болезней. – СПб. Респекс, 2000.
  • Ярем Ж.К. Влияние песенного фольклора на здоровье учащихся // Развитие человеческого потенциала. Пермский край – http://human.permkrai.ru/detstvo/sections/ .

 

 Приложение:

Здоровьесберегающая педагогика