Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Продолжая начатую в предыдущих номерах тему работы над собой – о з0начении привычек обихода, огромном влиянии их на нашу жизнь, мы публикуем произведение выдающегося немецкого поэта-гуманиста эпохи Возрождения Себастьяна Бранта (1457-1511).
Профессор римского права Базельского университета, он пишет свою поэму «Корабль дураков» – сатирико-дидактическое «зерцало» – исключительно в воспитательных целях: «ради искоренения глупости, слепоты и дурацких предрассудков и во имя исправления рода человеческого»1. Пользуясь очень ярким и непосредственным языком, подслушанным на улицах, зная, какой удивительной силой обладает меткое слово, поэт выводит мир на суд человеческий.

 ______________________________________
1 Библиотека Всемирной литературы. Серия первая. Т. 33, с. 9.


Себастьян Брандт  

Корабль дураков

(Фрагменты)
Перевод Л. Пеньковского

 

Кто хочет с миром ладить, тот
Немало горечи испьет,
Выслушивая, как о нем,
Под собственным его окном
Такое говорят, что гаже
Придумать невозможно даже.
Поэтому блаженны те,
Кто равнодушны к суете.
 
Заткнуть бы глотки болтунам –
Увы, не хватит кляпов нам!
 
Нельзя предусмотреть никак
Того, что сочинит дурак.
Так в мире повелось оно –
Избегнуть сплетен не дано:
Кто любит петь, кто кукарекать,
Баран-дурак привык бе-бекать.
 
               *  *  *
Вот вам дурак библиофил:
Он много ценных книг скопил,
Хотя читать их не любил.
 
              *  *  *
                 *  *  *
Несносен тот глупец, который
Со всеми затевает споры,
 
Хоть люди и молчат кругом,
В душе смеясь над дураком
Иль скрыть негодованье силясь:
«Вновь диспутировать он вылез!»
 
Тем, кто не к месту рад болтать,
Им «братство дураков» под стать.
 
Хоть и не спрошен был, а сам
Дурак спешит ответить вам,
Как бы самодовольно бряк:
«Любуйтесь люди, я – дурак!»
 
Язык у человека мал,
А сколько жизней он сломал,
Свой проявляя низкий норов, –
Виновник сплетен, склок, раздоров!
 
                 *  *  *

 

            *  *  *
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители пример ему.
 
Теперь вести себя прилично
Не в моде стало, и обычно
И женский пол, себя позоря,
Стал сквернословить в разговоре.
Мужья – пример для жен своих,
А дети учатся у них.
 
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
 
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
 
            *  *  *
                   *  *  *
Иные сядут за картишки –
Что им беседа, что им книжки, –
Дела забыты и детишки!
 
Бывает часто с игроком:
Сел богачом – стал бедняком.
Кто карты взял, прельстясь наживой,
Тому не знать игры счастливой.
 
Ослепли дамы в наши дни –
Забыли, кто и что они:
Пренебрегая женской честью,
С мужчинами развязно вместе
Играют в карты до утра,
Что не приносит им добра.
 
Игра азартная грешна:
Она не Богом нам дана, –
Ее придумал сатана!
 
                 *  *  *

 

                  *  *  *
Когда б не пьянство, то вовек
Не знал бы рабства человек!
Чревоугодие, пьянство – страсти,
Их спутники – нужда, несчастье.
Отцам и сыновьям равно
Страданьями грозит вино.
 
Все стали бы мудрей вдвойне,
Будь капля мудрости в вине,
Что пьют сверх меры и сверх силы
Обжоры, пьяницы-кутилы.
 
Прочесть мы можем у Сенеки
(Мыслитель, живший в первом веке):
«Боюсь, что трезвых мир осудит,
А уважать лишь пьяниц будет,
И чтобы знаменитым быть,
Вина придется больше пить».
 
                 *  *  *
 
Но я в виду имею тут
И тех, кто пиво много пьют.
Пьет умный в меру, а болван –
Хоть бочку, хоть бродильный чан.
Однако долговечней тот,
Кто понемногу, с толком пьет.
Приятно лишь во рту вино, –
В утробе мучит нас оно,
Всю кровь пропитывает ядом,
Как василиск – смертельным взглядом.
                   *  *  *
Кто вечно только модой занят –
Лишь дураков к себе приманит
И притчей во языцех станет.
 
…Прихоть Моды
Противна замыслам природы:
Что сокровенным быть должно,
То Модою обнажено.
Но есть всему пределы, сроки –
Страданьем платят за пороки.
 
Раб моды иль ее раба,
И вас не пощадит судьба!
 
               *  *  *
 
Царят на свете три особы,
Зовут их: Зависть, Ревность, Злоба.
Нет им погибели и гроба!
 
Глупцов рождают нам всегда
С избытком Зависть и Вражда.
Желая вас предостеречь,
О них веду сегодня речь.
В словах «твой», «мой» находим завязь
Того плода, что имя зависть.
 
Природа Зависти одна:
Наметит цель себе она –
И чтоб достичь ее верней,
И день и ночь стремится к ней.
Ни сна, ни отдыха ей нет,
А сердцу – боль, а сердцу – вред.
 
                *  *  *

 

                   *  *  *
Тот легкомыслен безнадежно,
Кто верит каждой сплетне ложной.
 
Что ни нашепчешь дураку,
Все лезет в глупую башку.
 
Теперь удар из-за угла
Молва в искусство возвела.
И правда: лихо ныне бьют,
Бьют – и ответить не дают,
Бьют – и глумятся подло, гнусно,
Коварно и весьма искусно!
 
                   *  *  *
                      *  *  *
«Дурак» – излюбленное слово,
Когда дурак честит другого,
Но между ними ни на грош
Ни в чем различья не найдешь:
Споткнулся этот на дороге –
Другой ломает тут же ноги.
 
Тот к умным должен быть причислен,
Кто в корень зрит и здравомыслен.
Воистину, мудра лисица:
Войти в пещеру побоится
(какой бы там ни ждал обед),
Когда следов оттуда нет.
 
                     *  *  *

 

                    *  *  *
Клянется часто сын заблудший:
«Уж завтра-то я стану лучше!»
Но это «завтра» никогда
Не наступает, вот беда!
 
Спеши сегодня лучше стать –
Не будешь завтра так страдать.
Кто исправляться  завтра любит
И все грешит, тот душу губит.