Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

 

Соколов Владислав Георгиевич ,
кандидат философских наук, культуролог,
старший научный сотрудник Объединенного Научного Центра
проблем космического мышления Международного Центра Рерихов,
лауреат Международной Премии имени Е.И. Рерих
(г. Москва)

Научная школа Л.В. Шапошниковой и её методология

Основные особенности научной школы Л.В. Шапошниковой

Доклад на Международной научно-общественной конференции
«Людмила Васильевна Шапошникова: ученый, мыслитель, общественный деятель.
К 90-летию со дня рождения» 8-11 октября 2016 года. 

 

Научная школа вообще как сформировавшееся явление предполагает две основные составляющие: во-первых, личность учёного-основоположника такой школы; во-вторых,последователи основоположника, которые развивают его основные идеи, теории и концепции и в разных формах (диссертации, монографии, статьи) обнародуют свои исследования. Такие последователи закрепляют идеи новой научной школы в общем пространстве науки, тем самым продвигая эту науку к новым рубежам понимания мира и человека. Подходя к вопросу о школе Л.В. Шапошниковой надо подчеркнуть, что данные основные составляющие существуют, и это является фактом, который необходимо учитывать в современных реалиях развития научной мысли. По совокупности всего, что сделала Людмила Васильевна в научном плане, можно утверждать, что она выступила создателем новой научной школы, которая представляет собой эволюционно новый виток целого комплекса наук; кроме того, это новое отношение в целом к науке и её системе познания. Считаю, что будет целесообразным ввести в научный обиход такое понятие, как «школа Шапошниковой», которое в своей краткости будет вмещать всё то, что сказано о данной школе в настоящей статье.

О каком комплексе наук идёт речь? В трудах Людмилы Васильевны содержатся новые знания, имеющие прямое отношение к таким областям, как история, культурология (здесь и теория, и история культуры), тесно связанное с культурологией искусство (причём, во всех этих трёх областях знания ярко выражена философская составляющая), и, наконец, это философия как таковая. Скорее всего, это не полный перечень тех областей знания, представители которых могли бы почерпнуть для себя много нового в разработках Л.В. Шапошниковой. Эти разработки, связанные с вышеназванными областями научного знания, представлены в трудах Людмилы Васильевны как с точки зрения космического мировоззрения – нового мышления, в частности, нашего времени, так и в своей глубокой взаимосвязи, а, говоря точнее, в синтезе, ибо и исторический процесс, и внутренняя культура отдельно взятого человека, и история мировой культуры вместе с конкретными её памятниками, и философская мысль всех времён – всё это грани единого потока, который мы именуем жизнью и эволюцией человека, его мысли и его сознания. Этот синтез областей знания с основой в космическом мировоззрении является уникальной чертой работ Людмилы Васильевны, чего ранее в пространстве науки не было.

Основу научной школы Л.В. Шапошниковой составляет новое мировоззрение, получившее название космического и фундаментом которого является философская система Живой Этики. Кроме того, научная школа Людмилы Васильевны представляет собой тот конкретный и эффективный путь, по которому знания, содержащиеся в Живой Этике, входят в непростое современное пространство науки. В этом важнейшая практическая ценность данной школы.

Одной из важных характерных особенностей научной школы Л.В. Шапошниковой выступает особый язык текстов творческих работ, основанный на принципе «говорить просто о сложном». Этот принцип не нов, ему следовали величайшие умы нашей эпохи, например, В.И. Вернадский. Это же характерно и для творчества Л.В. Шапошниковой, всегда избегавшей ненужных, зачастую искусственно надуманных наукообразных оборотов речи, которые употребляются для придания ложной солидности тем или иным текстам, многие из которых с точки зрения логического изложения материала и его новизны, как правило, абсолютно бесплодны и малоинтересны. «Говорить просто» – это совершенно не значит излагать мысль упрощённо или, того хуже, в несколько примитивном варианте. Здесь подразумевается та великая простота, которая, приоткрывая сущность сложных явлений и процессов, способна пробудить дух широкой читательской аудитории, и которая присуща лишь настоящим мастерам слова и титанам мысли.

Заметим, что научная школа, которая занималась бы изучением и практическим введением в непростое пространство науки идей Живой Этики, концептуальных разработок Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, такая школа до выхода в свет большинства трудов Людмилы Васильевны не складывалась. Это ещё раз доказывает особую роль творческого наследия Людмилы Васильевны, которое, думаю, это можно утверждать, является вратами к постижению Живой Этики и многих разработок Рерихов с позиции новой науки, нового космического мышления. К слову, именно Людмила Васильевна и обосновала на концептуальном уровне само существование и развитие нового космического мышления, что в науке было сделано впервые. Кроме того, без работ Л.В. Шапошниковой глубоко осмыслить именно научное значение Живой Этики невозможно, и это необходимо подчеркнуть, особенно учитывая, что путь реализации Живой Этики пролегает через науку.

Свой научный путь Людмила Васильевна начинала и развивала как историк-индолог и, наверное, можно также сказать, что в значительной мере как этнолог. С конца 60‑х – начала 70‑х годов прошедшего века, – а к тому времени за плечами Людмилы Васильевны была богатая практика научной работы среди племён и малых народов Индии (это её путешествия в период 1963 – 1972 годов), – в жизнь Людмилы Васильевны входит наследие семьи Рерихов вместе с основой этого наследия – философией Живой Этики. Мировоззренческая составляющая становится стержнем научных разработок учёного, и с начала 1990‑х годов мы являемся свидетелями выхода в свет работ Людмилы Васильевны с ярким философским контекстом, которые затем уже постоянно, на протяжении более двадцати лет, обогащали пространство российской (и не только российской) науки.

Говоря о характерных особенностях научной школы Л.В. Шапошниковой, кратко остановлюсь на одной важной проблеме, с которой постоянно сталкивается современная наука и которая мешает ей плодотворно развиваться, а говоря точнее – тормозит это развитие и уводит в сторону сам исследовательский поиск. Я бы назвал эту проблему основной. Она связана с восприятием Высшего начала в эволюции Макрокосма и микрокосма. Здесь речь идёт и о Мироздании в целом и о человеке – по существу, двух глубоко взаимосвязанных частях единого бытия. Говоря точнее, это проблема практически полного невосприятия Высшего значительной частью учёных. И если здесь глубоко подумать, то отсюда произрастает и ветвится целое древо всевозможных проблем и онтологического, и гносеологического характера.

Что же происходит? Известно, что многие современные учёные, формулируют суть исторического процесса, описывают принципы устройства Мироздания, выстраивают модели его эволюции с точки зрения собственного мировосприятия и того уровня, которого достигла эмпирическая наука. Можно сказать: ну, хорошо, это их позиция и что же в этом особенного? Однако проблема здесь вот в чём. Существует немало учёных, которые считают современный уровень развития сознания человека наивысшим, и при этом, будучи уверены в том, что нет над этим человеком более превосходящей разумной силы. Следовательно, вот так, как они понимают, именно так и устроено Мироздание. Так и никак иначе. Зачастую иные взгляды на проблему просто безосновательно отбрасываются в сторону. Данная позиция, если вникнуть глубоко в проблему, базируется во многом только на вере. Такие учёные считают разум современного человека, живущего на планете Земля, высшим проявлением мироустройства. И этот разум, постигнув те или иные законы, познал если не всё, то практически всё. (Кстати сказать, из такого подхода периодически возникают в той или иной области знания идеи о том, что всё уже познано). И по-другому вряд ли что-то вообще может быть. Вот такая существует в науке позиция. Отсюда и все известные довольно странные, невнятные и пессимистические предсказательные модели будущего развития Вселенной, будущего человеческого общества и соответствующие прогнозы о будущем нашей планеты. К слову, одно допущение со стороны таких учёных всё же есть. А именно: более высоким знанием, а значит и более высокими технологиями, которые особенно привлекательны для многих современных умов, могут обладать лишь представители так называемых более высокоразвитых внеземных цивилизаций. Словно бы это есть тот максимум, где сосредоточены все сокровища нашей будущей эволюции. И то – это лишь как допущение.

Такая точка зрения не допускает, что знание на много порядков может быть высоким по качеству и, более того, что есть носители этого знания – Иерархия одухотворённого Космоса, которая проявлена и на Земле; не рассматривается, что у нашей планеты именно в таком Космосе существует свой эволюционный вектор развития. Полностью и, я бы сказал – сознательно, игнорируется огромнейший пласт мировой культуры нашей планеты, связанный с реальным действием Высшего начала на Земле. Прежде всего, речь идёт о распространённых по всему миру многочисленных легендах и всевозможных свидетельствах об особой области на нашей планете, где сконцентрировано Высокое знание и с которой связаны те, кого именуют Великими Учителями человечества. Их деятельность имеет множество запечатлений именно в земном историческом процессе, что зачастую подтверждено документальными свидетельствами. При непредубежденном подходе к теме можно увидеть, как легендарная сторона пересекается со стороной исторической.

В этом ключе надо сказать, что многими учёными довольно сложно воспринимается и понятие Высшего Разума в его космическом понимании. Почему так? Да потому, что планета наша, а соответственно и её человечество, отделяется такими исследователями от космической Беспредельности и её законов. И это происходит, несмотря на то, что Земля есть комическое тело, мы живём в Космосе, и Космос как бы пронизывает нас. Но это очень часто не берётся во внимание. Всё это – признаки старых подходов и соответствующего им мироощущения. Между тем, необходима новая парадигма изучения и осмысления Мироздания, что как раз и присутствует в творческом наследии Л.В. Шапошниковой. Тогда будет постепенно уходить распространённое отношение к Космосу как к неодухотворённому пространству, где все сложнейшие процессы происходят по воле случая. На глубинном уровне это совершенно не обоснованная позиция. В традиционной науке очень прочно укоренилась вера в принцип случайности, принято считать, что именно он, случай, властвует над всем. Таким подходом, к сожалению, можно объяснить всё что угодно, и вообще отпадает сама необходимость обоснования глубинных причин явлений и объектов. Вот где «работает» то, что мы называем мировоззрением. Ибо всё от него – от мировоззрения, а значит – от определённого уровня сознания человека. А сознание тесно связано с развитием внутренней культуры человека, но это – отдельная большая тема.

Всё дело в сознании, в мировоззрении. И если человек не желает расширять своё сознание (а это расширение, или развитие, неотделимо, подчеркнём ещё раз, от его культуры, или сложного процесса внутреннего самоусовершенствования), то как же он может усвоить более широкие взгляды на мироустройство, более глубокие знания о его законах? Здесь есть серьёзная проблема.

Итак, мировоззрение (через сознание) и этическая составляющая глубоко связаны. Мировоззрение как таковое несёт в себе онтологическую проблематику, а онтология как важный раздел философии не случайно теснейшим образом связана с другими кардинальными разделами философской науки – во-первых, с этикой и, во-вторых, с гносеологией, которая рассматривает проблему путей постижения истины и самой сущности познания. Взаимосвязь этих и других главных разделов даёт нам возможность понять системную целостность философии. Речь идёт о том, что учение о бытии, о сущем, неотделимо от философского осмысления нравственности, а также вопросы определённой онтологии подразумевают соответствующую ей теорию познания. Здесь очевидные взаимосвязи.

Л.В. Шапошникова, будучи крупнейшим толкователем Живой Этики как философии космической реальности, внесла в онтологическую проблематику значительные качественные и количественные изменения. При этом, разумеется, была значительным образом затронута вся целостная система философии как таковой, то есть и такие вышеназванные её разделы, как этика и гносеология. В чём же суть качественного, или содержательного, изменения данного системного целого философского знания? А в том, что развивая идеи Живой Этики, Людмила Васильевна вопросы онтологии, гносеологии и этики рассматривает в контексте эволюции Мироздания как грандиозной одухотворённой системы творческих сил, системы энергетической, состоящей из различных структур, оказывающих определённое влияние на эту эволюцию, системы, пронизанной определёнными космическими законами. И человек – это одна из таких структур, несущая в себе тонкие и высокоэнергетические составляющие. Например, этическая проблематика становится неотъемлемой частью именно космической эволюции человека, учитывающей все тончайшие энергообменные процессы и направления; в них задействован человек-микрокосмос, перед которым разворачивается бесконечная лестница совершенствования в этой одухотворённой системе Мироздания. И главный фактор космической эволюции человека – это его Культура. Культуру Людмила Васильевна называет энергетическим сердцем эволюции человечества. Л.В. Шапошникова является автором оригинальной теории культуры как самоорганизующейся системы духа человека, а в отношении этого духа, подчеркнём, как реального и важнейшего явления внутренней тонкой структуры человека Людмила Васильевна, основываясь на Живой Этике, выдвинула новый научный подход в понимании его природы. По существу, всё в Мироздании есть материя, которая может иметь самые разные состояния, или уровни, и даже такое явление, как дух, Живая Этика рассматривает с той точки зрения, что он является высокоэнергетическим видом тонкой материи. Л.В. Шапошникова пишет: «Осознание роли человека в Космосе как носителя духа свидетельствует о совершенно новой парадигме и новых подходах к исследованию человека как такового. Отрицание двойственности внутреннего мира человека, превращение духа в “невещественное начало” и вытекающая отсюда утрата реальности космического человека – все это привело ко многим крупным бедам в социальной и культурной жизни переломного ХХ века» [1, с. 51]. Опираясь на систему познания Живой Этики, Л.В. Шапошникова анализирует единое явление – духо-материю, а также определяет наиболее важные особенности из тех, которыми обладает особый вид тонкой материи – дух [1, с. 48–49]. При этом учёный подчёркивает необходимость их учёта при постижении любого явления или вида творчества. «Пренебрежение этими особенностями, которые мы находим в системе познания Живой Этики, может завести в тупик современную науку и наделать немало бед в общем духовно-культурном пространстве» [1, с. 48]. В Живой Этике особо отмечается неделимость области духа от физических законов [2, с. 135, п. 139]. В целом, эта философская система содержит обширную информацию для понимания того, что представляет собой дух. Прежде всего, – это энергия высокого уровня вибраций, которая не может существовать вне материи. Поэтому понятия «дух» и «материя», по сути, обозначают лишь разные состояния единой материи.

Обратим внимание на две важнейшие формулировки Л.В. Шапошниковой в отношении духа человека: Культура есть самоорганизующаяся система духа, и дух есть познавательная сила. Вот здесь, через дух человека, этика тесно соприкасается с гносеологией, причём в более глубинном аспекте и на ином качественном уровне, так как мощнейшим направлением научной школы Л.В. Шапошниковой выступает изучение особенностей тонкой структуры человека как микрокосма. Вклад Людмилы Васильевны в это направление знаний о человеке очень значителен, и я возьму на себя смелость утверждать, что без этого её вклада осмыслить более полно и глубоко знания о внутренней тонкой структуре человека, даваемые в книгах Живой Этики, было бы крайне затруднительно. И, говоря о связи этики, или иными словами, внутреннего культурного уровня человека, а ещё глубже – духа с процессом познания (причём в его целостном варианте, который включает и метанаучный способ познания), то здесь существует очень чёткое взаимоотношение. Оно раскрывается через такую центральную систему внутренней тонкой структуры человека, как дух – сердце. Здесь надо отметить, что знание, будучи главным фактором в космической эволюции, призвано полноценно отображать сложную реальность Космоса, а значит, и процесс познания, демонстрируемый микрокосмом, должен быть таким же многогранным, как природа и познающего, и познаваемого. В частности, этот процесс осуществляется через два основных направления познания – научное эмпирическое и метанаучное (далее о них будет сказано более подробно). Необходимо подчеркнуть, что концептуальный анализ этих двух основных направлений познания, включая определение самого источника, из которого они вышли, и дальнейший исторический путь их существования в истории культуры, был сделан именно Л.В. Шапошниковой, что также является одной из ярких страниц её научной школы. Человек-микрокосмос, являясь носителем различных состояний материи, обладает и соответствующими связями с миром. Эти связи, в свою очередь, обуславливают многообразие способов познания мира. Однако уровень такого познания оказывается в прямой зависимости от степени духовного, или культурного, развития человека. Важнейшей характеристикой метанауки является познавательная способность духа человека, который реализует эту способность через сердце[1]. Речь идёт о духовном сердце, которое, согласно положениям Живой Этики, неотъемлемо от духа в энергетической структуре человека, являясь высокой энергетикой, облекающей этот дух. Деятельность сердца как инструмента познания эффективна при его развитости, которая проявляется в том, что мы именуем сердечными качествами человека. По сути, речь как раз и идёт о культуре.

Обратим ещё раз внимание, что известная в философской науке взаимосвязь таких её важнейших разделов, как онтология, этика и гносеология, в научной школе Л.В. Шапошниковой раскрывается на качественно ином уровне, соответствующем парадигме целостного понимания Макрокосма как грандиозной одухотворённой системы и тех теснейших эволюционных связей, которые существуют между ним и человеком-микрокосмом. А ведь этой целостности, глубины и широты охвата, которая присутствует в научных разработках Людмилы Васильевны, так зачастую не хватает современной научной мысли.

Ещё одна важная сторона актуальности данной научной школы. Её можно назвать основной. Речь идёт об осмыслении наследия Рерихов и непосредственной ведущей роли в этом Людмилы Васильевны. Возьму на себя смелость утверждать, что без Л.В. Шапошниковой нам было бы крайне трудно, а зачастую и невозможно, осмыслить системно суть эволюционного смысла и всю глубину миссии Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов. Как и было бы крайне затруднительно системно осмыслить саму философию космической реальности – Живую Этику. Можно сказать, что одна из важнейших граней миссии Людмилы Васильевны состояла именно в этом. Работа и сама личность Л.В. Шапошниковой является необходимым звеном, соединяющим наши сознания с эволюционным творчеством Рерихов в самом глубоком смысле этих слов. И стараться игнорировать это звено, как это делают (порой демонстративно) некоторые исследователи, будет большой ошибкой и в результате – совершенно неплодотворным действием.

И ещё один важный момент, о котором надо сказать в связи с утверждением Л.В. Шапошниковой нового космического мышления. Как известно, у любого явления есть две стороны – видимая, облечённая в плотную материю нашего трёхмерного мира, и невидимая сторона, относящаяся к материи более тонкой и высокой в своём качестве. И если говорить о нашем Музее имени Н.К. Рериха, то аспектом невидимой стороны его существа выступает то, что этот Музей есть пространство познания и знания в его высоком понимании. И это – заслуга Л.В. Шапошниковой, которая, чётко выполняя все инструкции Святослава Николаевича Рериха, выступила его создателем и автором концепции его залов, в частности. Это – уникальная и малоизвестная сторона музея, имеющая отношение к метаистории. Поэтому, важнейшая сейчас задача – сохранить этот Музей, причём, как общественную структуру. Сохранить в том его качестве, каковым он был при Людмиле Васильевне и остаётся сейчас. В этом – главный залог продвижения нового мышления, и это необходимо подчеркнуть. Статус общественного Музея даёт возможность духу человека включиться более активно в процесс собственной самоорганизации, иными словами, это более эффективный путь развития внутренней культуры человека.

 

Методология научной школы Л.В. Шапошниковой

 

Методология научной школы Л.В. Шапошниковой содержится в самих трудах Людмилы Васильевны. Действительно, её исследования включают в себя стройную систему знаний, из которой вытекает соответствующая методология. Эта методология находится в согласовании с методологией философской системы Живой Этики, что необходимо учитывать. Основные положения методологии научной школы Л.В. Шапошниковой можно сформулировать следующим образом.

1. Мироздание выступает грандиозной одухотворённой энергетической системой творящих сил. Это – целостная система, которую составляют различные энергетические структуры, взаимодействующие друг с другом в энергоинформационном обмене. Одной из таких структур является планета Земля как космическое тело, включённое в общее пространство Беспредельности. Населяющий её человек так же выступает неотъемлемой частью Космоса, одной из его энергетических структур, способных участвовать в сложном процессе космической эволюции посредством мощной творческой энергетики своего духа; таким образом, глубинная сущность человека по своей природе космична. И Земля, и её человечество занимают в космической эволюции своё определённое и важное место.

2. Планета Земля вместе с населяющим её человечеством находятся в поле влияния всех космических законов, проникаемость которых универсальна и действие которых осуществляется на всех уровнях бытия Мироздания. Соблюдение космических законов будет содействовать творчеству космической эволюции, а человек, действия которого согласованы с данными законами, становится творцом, достигая со временем состояния субъекта эволюции. Законы Космоса очень разнообразны, их Л.В. Шапошникова условно разделяет на две группы. «Первая группа, – отмечает учёный, – Великие законы Космоса, имеющие принципиальный, общий характер. Вторая группа – частные или, можно сказать, конкретные законы, каждый из которых является частью Великого закона, объединённого с ним общей проблемой» [1, с. 58]. Среди Великих законов Космоса Людмила Васильевна, например, называет и рассматривает такие: закон двойственности, закон энергоинформационного обмена (на всех уровнях Мироздания), закон смещения энергий, закон сохранения и превращения энергии, закон Космического Магнита, закон Высшей воли, закон Космической Иерархии, закон единства Космоса, закон цикличности развития Космоса, закон гармонии, закон космического восхождения, закон причинно-следственных связей, закон противодействия непроявленного, закон двух начал – мужского и женского, закон свободной воли, закон расширения сознания, закон духовного преображения через Красоту.

Содержащаяся в трудах Л.В. Шапошниковой методология, неотъемлема от сути законов Космоса, что подводит к правильному и наиболее полному исследованию того или иного явления и, что очень важно, – к пониманию его причины. «Понять причину» – это для современной науки крайне актуальная проблема, так как эта наука во многих своих областях знания, как правило, имеет дело со следствиями, что препятствует пониманию истинной природы предмета изучения. Смысл одного из раскрытых в трудах Л.В. Шапошниковой космических законов заключается в следующем: любому явлению на Земле присущи две стороны – земная, плотноматериальная и тонкоматериальная, невидимая обычным физическим зрением. Учёный подводит к пониманию, что, если при изучении какого-либо явления не принимать во внимание тонкоматериальное начало, тогда вся глубина реальности данного явления осмыслена не будет. Основываясь на трудах Л.В. Шапошниковой, отметим, что исторические личности с высоким уровнем духовного развития, те, кого называют вестниками космической эволюции, каждый своей жизнью и выполнением стоявшей перед ними задачи, свидетельствовали ещё об одном великом законе Космоса: высшее в эволюционном процессе ведёт за собой нижестоящее. Этот закон позволяет осмыслить, например, такое духовное и космическое явление, как метаистория.

3.Разумные силыодухотворённого Космоса, сознательно воздействуют на ход эволюции человечества; это – Космические Иерархи, Великие Учителя, сложнейшая эволюционная деятельность которых осуществляется и на нашей планете. Л.В. Шапошникова отмечает такую важную особенность этой работы: «Деятельность Космических Иерархов, участвующих в эволюции человечества, проявляется в первую очередь в области Культуры, которая, как самоорганизующаяся система духа, является энергетическим сердцем этой эволюции» [3, с. 51]. Иерархия одухотворённого Космоса состоит из Тех, Кто стал сознательным субъектом эволюции; эта иерархия представлена на Земле Учителями, в том числе и Авторами философии космической реальности – Живой Этики. Существует необходимость рассмотрения принципа «Учитель – ученик» как ведущего в космической эволюции.

4.Космическая эволюция находится в сфере влияния высочайших уровней Космической Иерархии. Земное же творчество космической эволюции содействует развитию и самой Земли, и населяющего её человечества, причём, важнейшей составляющей этого творчества является материя высокого состояния. «Главной сутью самой эволюции является одухотворение материи, повышение её энергетики и последующее её изменение и утончение, – пишет Л.В. Шапошникова. – Этого можно достигнуть с помощью такой силы, как дух. В процессе одухотворения и утончения материи синтез – основной, магистральный путь» [1, с. 40]. Этот магистральный путь должен охватить, прежде всего, сознание человека, что предоставит ему возможность плодотворно развиваться на всех основных направлениях. Например, в процессе накопления знаний – это новая система познания, которая образована синтезом эмпирического научного и метанаучного способов познания; в общественной жизни – это синтез Культуры и цивилизации, который несёт эволюционный смысл.

5. Существуют разные состояния (эволюционные уровни) материи, в том числе миры утончённой материи и высоких её измерений. От высшей материи (или высшей духо-материи, ибо дух и материя составляют единое целое) неотъемлемо Космическое творчество Иерархии. Л. В. Шапошникова обращает особое внимание на философскую систему Живой Этики, которая любое земное явление рассматривает с точки зрения взаимодействия духа и материи, самой энергетики данного взаимодействия, что предоставляет возможность прояснить истинный смысл явления, определить его причинные связи и взаимодействия на энергетическом уровне. Необходимо учитывать важнейшую роль миров высоких состояний материи в эволюционном продвижении человека-микрокосма, который, в свою очередь, выступает носителем соответствующих видов такой материи. Многие явления на Земле находятся под воздействием тех высших миров, которые выступают ближайшими звеньями на данном этапе эволюции земного человечества; элементы этих высших миров входят в нашу Культуру, напитывая и продвигая её вперёд.

6. Высшая материя сосредоточена и во внутреннем мире человека – это его дух (или культура как самоорганизующаяся система духа) и высокая энергетика этого духа. Л.В. Шапошникова обосновывает не только саму реальность человеческого духа, но и необходимость осмысления его эволюционного значения и его важнейших особенностей. Будучи явлением природным, дух человека живёт и действует в нём, с одной стороны, в соответствии с космическими законами, и, с другой стороны, свободной волей самого человека. Людмила Васильевна определяет дух как особый, высокоэнергетический, вид тонкой материи. Причём именно дух имеет причинный смысл и выступает ведущим началом в процессе эволюционного изменения материи, или духо-материи, которая имеет бесчисленное множество степеней утончения, или состояний, уходящих в космическую беспредельность. Иными словами, одухотворяет материю, или более плотное состояние духо-материи, именно энергия духа, или энергия более высокого состояния духо-материи. Кроме того, человек связан с мирами иного, высокого, состояния материи посредством духа, именно его энергия заложена в основе всех космических тел. К наиболее важным особенностям духа Л.В. Шапошникова относит такие: дух и материя – едины; дух является началом творческим и формообразующим, без него нет творчества в его самом широком понимании, не может существовать само Мироздание; дух представляет собой силу познавательную и преображающую, причём преображение охватывает самый широкий спектр явлений и объектов, от космических глубин до сознания человека; по отношению к эволюции как Космоса, так и человека, дух выступает ведущим началом, а также и сам способен эволюционировать; дух, его созвучие – это основа единства мира, из чего следует вывод об энергетической одухотворённости Мироздания, творческая роль энергетики духа в котором имеет важнейшее значение. (См.: [1, с. 40, 47 – 50]). Соответственно, при развитии своего духовного потенциала, своей культуры, человек может занять предназначенное ему место в космическом творчестве, становясь космическим сотрудником.

7. И высшая материя, и Великие Учителя глубоко связаны с таким явлением, как метаистория – духовной стороной исторического процесса в целом и причинным явлением земного исторического процесса. В разработках Л.В. Шапошниковой обосновывается, что Великие Учителя формировали метаисторический процесс, и что миры высшего состояния материи являются главным источником метаистории. Метаистория находится в полном согласии с самой космической эволюцией. Метаистория тесно связана с явлением Культуры и её высокой энергетикой, в частности, Л.В. Шапошникова отмечала, что именно через энергетику Культуры идёт метаистория, и другого пространства продвижения метаистории, связанной с космической эволюцией, нет. В исследованиях Л.В. Шапошниковой содержится целая концепция метаистории; отметим ряд важнейших особенностей метаистории, которые раскрываются в её трудах.

1) В отношении к земной истории. Метаистория – это духовная часть исторического процесса в целом и причинное явление земной истории.

2) В отношении к космической эволюции. Метаистория – есть результат творчества космической эволюции [3, с. 200]; земное творчество этой эволюции постигается через метаисторию [3, с. 737]; соответственно, метаисторический процесс действует в согласии с космической эволюцией.

3) В отношении к высшему знанию. Метаистория несёт в себе знания, связанные с материей иных миров более высокого состояния [3, с. 200]; через метаисторический процесс космическая эволюция даёт знания людям [3, с. 737]. Это высшее знание, которое наполняет данный процесс, может иметь, как отмечает Л.В. Шапошникова, различные формы: форму информации и форму действия (см.: [3, с. 450]).

4) В отношении к высшим мирам и высшей материи. Метаистория – это не только духовные знания миров высокого состояния [3, с. 201], но и более высокое состояние материи иных миров [3, с. 204]; метаистория обладает космической сутью; она представляет высший мир [3, с. 201]; миры высшего состояния материи являются главным источником метаистории [3, с. 210]. С данными характеристиками связано удивительное соотношение метаистории и времени. Л.В. Шапошникова определяет его таким образом: «Метаистория действует в прошлом, настоящем и будущем. Все три времени в её пространстве представляют единое целое. <…> …Время метаистории придаёт ей пророческий характер, который является одной из важных особенностей метаистории. Информация и знания метаистории, как правило, опережают уровень сознания людей определённого периода или эпохи. <…> Метаисторическое знание, носителем которого является человек высокого духовного уровня, представляет собой энергетический импульс, повышающий сознание человечества и продвигающий это человечество по восходящим ступеням космической эволюции» [3, с. 207]. Как видно, опережающий характер метаисторического знания является необходимым условием такого продвижения. Людмила Васильевна подчёркивала, что действие метаистории как тонкого космического явления направлено именно на эволюционное изменение сознания человека. В свою очередь, человек - микрокосмос, определённые составляющие его внутренней тонкой структуры связаны с высшими мирами и высшей материей. 

5) В отношении к человеку. Метаистория теснейшим образом связана с тонкой структурой человека: важнейшим пространством метаисторических, или духовных, знаний, которые шли на Землю, выступает внутренний мир человека; эти знания несли в себе высокодуховные личности – вестники космической эволюции [3, с. 200–201]. Учитывая, что высшая материя сосредоточена и в глубинах человеческой природы, метаисторический процесс действует на Земле через человека (см.: [3, с. 205]); согласно данной концепции, сам человек призван играть важную роль в реализации метаисторических знаний, так как главное пространство этих духовных знаний сосредотачивается в его внутреннем мире (см.: [3, с. 200]).

6) В отношении к областям знания. Метаистория охватывает определённые области знания, которые в изначальном варианте представляли одно целое – религию, искусство, философию и науку, включающую и метанауку. «Они вышли, – пишет Л.В. Шапошникова, – из духовного пространства внутреннего мира человека и были связаны через метаисторию с высшей космической материей. Отсутствие какой-либо части этого знания делает анализ метаистории неплодотворным и практически нереальным» [3, с. 208].

8. Существуют два основных направления познания: первое – научное эмпирическое, зачастую именуемое термином «наука», которое сложилось лишь в XVII – XVIII веках и которое основывается на эксперименте и на изучении преимущественно плотной материи трёхмерного мира, при этом обособляясь от связей с более высокой космической реальностью; второе – метанаучное (сверхнаучное) направление, очень древнее, демонстрирующее метод познания через внутреннее, духовное, пространство человека и обуславливающее формирование более широких по сравнению с экспериментальной наукой взглядов на материю. Метанаучный способ познания имеет связь с высшими космическими структурами, в отличие от эмпирической науки, которая в целом не принимала знания, полученные в сверхнаучном пространстве. При этом эти два направления когда-то вышли из одного источника – мифологического мышления; по своей природе они взаимодополняют друг друга и не могут полноценно развиваться в отдельности; лишь в единстве, или синтезе, данные направления познания могут наиболее полно представлять само пространство Знания. По существу, речь идёт об эмпирической и метанаучной сторонах такого целостного в своём потенциале явления, как наука. Любое из научных направлений будет включать данные стороны. Процесс синтеза научного эмпирического и метанаучного способов познания неотъемлем от нового космического мышления, которое развивается в пространстве Духовной революции, начавшейся в России в конце XIX – начале XX века и продолжающейся в наши дни. Синтез эмпирической науки и метанауки, представляющий собой единую новую систему познания, содержится в философской системе Живой Этики, принесённой миру выдающимся мыслителем и учёным Еленой Ивановной Рерих в первой половине ХХ века. Эта философская система, содержащая основы новой теории познания, занимает ключевое место в процессе зарождения и развития самого космического мышления.

9. Человек задействован в широком спектре энергообменных процессов, которые играют эволюционную роль в его духовном развитии. «Человек в своём бытии не может быть отделён, обособлен от энергетической структуры Космоса, – пишет Л.В. Шапошникова. – Он несёт её в себе и поэтому живёт по тем же законам, что и Космос. Взаимодействие человека с энергетическими структурами Мироздания в процессе энергообмена является главной движущей силой его космической эволюции. <…> …Лишь в результате него [этого процесса. – В. С.] происходят те вспышки энергии, которые продвигают человечество» [1, с. 39]. Направления энергообмена, в котором задействован человек-микрокосмос, имеют несколько уровней: на уровне нашей планеты – с другими людьми, с различными объектами на поверхности планеты, с самой Землёй; на уровне Солнечной системы и дальнего Космоса – с Солнцем, планетами нашей системы, с созвездиями Зодиака, созвездием Орион; на уровне, так сказать, глубинном – с мирами иных измерений и иных состояний материи. «В результате такого обмена, – отмечает Л.В. Шапошникова, – энергетический потенциал человека и космических тел меняется, что создаёт условия для их эволюционного продвижения» [1, с. 39]. При этом необходимо учитывать, что сама энергетика является первопричиной всех космических процессов, а также именно ей принадлежит основная роль в духовно-культурном совершенствовании человека, при котором происходит переход сознания человека от состояния объекта эволюции к её субъекту. Если человек идёт путём соблюдения великих законов Космоса, он может влиять на ход и качество эволюции, приобретая соответствующие знания и способности.

 

Концептуальные разработки Л.В. Шапошниковой и структура её научной школы

 

Перейдём к рассмотрению концептуальных разработок Л.В. Шапошниковой, которые, в сущности, представляют структуру её научной школы. Эти разработки глубоко взаимосвязаны и часто пересекаются. В этих взаимосвязях они образуют целостную систему знаний, несущую человечеству новую парадигму в исследованиях эволюционных основ Макро- и микрокосма. Таких концептуальных разработок Л.В. Шапошниковой, или областей познания, на мой взгляд, можно выделить семь. Хочу подчеркнуть, что речь идёт не о поднятых в трудах Людмилы Васильевны исследовательских темах, очень серьёзных и глубоких, которых немало в её наследии, а именно о главных разработках Людмилы Васильевны, каждая из которых представляет собой целый свод знаний, большое направление в научных исследованиях, оказывающее своё мощное влияние в настоящем и в дальнейшем ещё более усиленно способное влиять на развитие науки будущего.

1. Первая кардинальная разработка Людмилы Васильевны – это то явление, которое мы называем Высшее. Данное понятие включает и миры высокого состояния материи, и саму основу одухотворённой системы Мироздания – космическую Иерархию, уходящую в Беспредельность. Здесь же и такой важнейший вклад учёного в постижение Вселенной: Л.В. Шапошникова впервые в науке, с точки зрения нового космического мышления, обратила внимание на осмысление кардинального, основного явления Мироздания, которое называется Космический Магнит, или Космический Разум (Космическое Сердце). В одной из книг Живой Этики, которая называется «Беспредельность», сказано: «В орбите Космического Магнита находится вся космическая эволюция» [4, п. 889, с. 201]. Поэтому к данному смысловому блоку научных разработок Людмилы Васильевны надо отнести и такое явление, как космическая эволюция – явление всеохватное и творческое, а также – законы космической эволюции. Понятие «космическая эволюция» подразумевает усовершенствование в контексте действия и космических законов, и существующих в русле этих законов всеобщих связей, которые представлены энергоинформационным обменом.

Надо отметить, что явление Великих Учителей на нашей планете и тех новых эволюционных Знаний, которые в веках и тысячелетиях несли человечеству эти Учителя и их посланники, выступает важнейшей характерной особенностью, а точнее, стержневой основой всего творчества Л.В. Шапошниковой. Это очень красивая и крайне актуальная тема для осмысления сути космической эволюции человечества и значения для этой эволюции самой человеческой Культуры. И надо подчеркнуть, что созданный Людмилой Васильевной Центр-Музей имени Н.К. Рериха занимает своё место в этом осмыслении. Деятельность Великих Учителей человечества в пространстве исторического процесса – это целый огромный пласт мировой культуры, игнорировать который было бы абсолютно неправильно, неплодотворно и недальновидно. На страницах своих книг Людмила Васильевна показывает красоту и глубину серебряных нитей эволюционной связи Великих Учителей, которые имеют прямое отношение к созиданию Нового мира, со своими вестниками, которые активно участвуют в продвижении человечества по пути усовершенствования всей жизни. Такими вестниками были и Рерихи – все члены этой удивительной семьи. Таким вестником космической эволюции была и сама Людмила Васильевна Шапошникова.

Понимание такой стержневой составляющей трудов Л.В. Шапошниковой, как явление Великих Учителей, находится в русле осмысления космических законов, согласно которым развивается и Мироздание, и наша планета, и её человечество. Одним из главных таких законов является закон Учительства, которому Л.В. Шапошникова в своём творчестве уделила особое место. Как замечает учёный, Учительство является основой человеческой Культуры, и эта Культура не может ни развиваться, ни вообще существовать без данной основы. Тема Учителей человечества красной нитью проходит через работы Людмилы Васильевны, побуждая нас обратить на неё самое серьёзное внимание, в том числе и с точки зрения её глубокого научного исследования. Если человечество в своей основной массе будет по-прежнему игнорировать значение высшего, ведущего начала во всей его истории, – а эту значимость можно проследить с древнейших времён, что в частности и делает Людмила Васильевна в своих работах, – то это человечество ввергнет себя в ещё большие кризисные явления, чем даже те, что сложились на планете в наши дни. Такой же результат нас ожидает, если будет игнорироваться новое Знание, принесённое Учителями в помощь человечеству и, в частности, речь идёт о Живой Этике, содержащей философию космического, мировоззренческого, плана, необходимую и на сегодня, и на будущее информацию по усовершенствованию всей жизни. Это – именно Помощь, предоставленная в нужное время, что надо всегда учитывать. В целом, надо отметить, что без понимания реальности и смысла Высшего мы не сможем войти в то лучшее Будущее, которое возможно и которое суждено. Это одна из важных основ самого творчества и научной школы Людмилы Васильевны. Ибо эта школа, как и вся другая её работа, направлена на приближение этого Будущего.

2. Оригинальная концепция исторического процесса, включающая новую методологию изучения данного процесса как целостного явления, имеющего две стороны: метаисторию и земную историю. Особым смысловым подразделом здесь выступает явление вестников космической эволюции, помогающее нам осмыслить саму реальность этой эволюции и важнейшие составляющие её великого творчества на нашей планете; речь идёт о создании Л.В. Шапошниковой целой концепции вестничества, в которой ярко выражена космическая сущность человека, его неотъемлемая связь с эволюционными процессами Мироздания.

Надо сказать, что когда мы говорим о вестниках космической эволюции, то подразумеваем, что эта эволюция реализуется в творческом пространстве одухотворённого Космоса, который держится на целой Иерархии высоких Разумов, уходящей в беспредельность. При этом творчество космической эволюции нуждается в земном воплощении. И именно через этих вестников, конкретных выдающихся исторических личностей, носителей высокой Культуры и высокого сознания, космическая эволюция осуществляет своё творчество на Земле.

Итак, оригинальная концепция исторического процесса Л.В. Шапошниковой включает в себя концепцию метаистории (она была кратко раскрыта в числе вышесформулированных основных положений методологии научной школы Л.В. Шапошниковой) и концепцию вестничества (обратим внимание, что не случайно в своё время в свет отдельным изданием вышли два объёмных тома такого труда Людмилы Васильевны, как «Вестники космической эволюции»).

Говоря об этой интереснейшей концепции исторического процесса, нельзя не вспомнить и о том, что Людмила Васильевна писала о «трёх слагаемых для исторического процесса планеты Земля»: это – метаистория, земное человечество и субистория низших миров. Вот об этой субистории также нельзя забывать, так как именно оттуда, как отмечала Людмила Васильевна, «наползает негативная энергетика, инициирующая отрицательные тенденции в земном историческом процессе» [3, с. 201]. Здесь вполне можно говорить о том, что практически все отрицательные тенденции, которые мы имеем в земном историческом процессе, проистекают из этих низших миров, из этих низших слоёв Тонкого мира. Как-то Людмила Васильевна заметила, что всё антиэволюционное – оттуда.

Далее к основным составляющим такой концептуальной разработки Л.В. Шапошниковой, как концепция исторического процесса, необходимо добавить тему смены эпох, важнейшую в трудах Людмилы Васильевны. Эти труды дают нам возможность понять главную особенность переживаемого нами времени. Речь идёт о смене эпох – смене Пятой эпохи Шестой, о важнейшем переломном времени, которое мы все переживаем, что выступает крайне важной смысловой линией в творчестве Людмилы Васильевны. Это – длительный процесс. К тому же, без понимания особенностей переживаемого нами времени мы не сможем ухватить сути и невидимых рычагов многих процессов, свидетелями которых мы все являемся. Ведь что с собой несёт наше переходное время, ярким свидетельством чего, к слову, выступил переломный ХХ век? Прежде всего, это – формирование нового мышления, нового космического сознания, которое в то же время, впитало в себя все лучшие накопления знаний о Космосе и человеке, идущие из глубокой древности. Известный многим космизм, или космическое мышление, – это и есть то самое новое мышление, которое зародилось в России на рубеже XIX – XX веков и которое так важно сейчас продолжать развивать. В свою очередь, формирование космического мышления и сознания связано с таким важным явлением, как изменение человечества как такового: речь идёт о постепенной смене «человека разумного» «человеком духовным».

Наконец, ещё одним важным структурным элементом концепции исторического процесса Л.В. Шапошниковой выступает тема России и особенностей её эволюционного пути. Людмила Васильевна в определённой мере продолжает ту линию данной темы, которую развивали в своём многогранном творчестве Н.К. Рерих и Е.И. Рерих. Например, в историческом прошлом России Николай Константинович Рерих отмечал в своих литературных трудах и запечатлевал на полотнах те вехи, которые относятся к непреходящим ценностям: героизм и подвиг, труд на общее благо и стремление к знаниям, эволюционная ценность прекрасного, огромные накопления высокого творчества и т. п. Иными словами – всё то, что должно стать стержнем и в настоящем, и в будущем развитии России и что имеет прямое отношение к метаистории. Развивая эту направленность, Людмила Васильевна в своих трудах показывает всю глубину особенностей эволюционного пути России с точки зрения нового космического мышления. Надо отметить, что Рерихи глубоко понимали эволюционную роль России в тех значительных переменах в научной и общественной мысли, которые начались на рубеже XIX – XX веков вместе с Духовной революцией, произошедшей именно в её пространстве и продолжающейся до сих пор. Эта Духовная революция несёт в себе основы нового мышления, которое, как уже было сказано, получило название космического. 

В своих трудах Л.В. Шапошникова всесторонне раскрыла значение деятельности семьи Рерихов для России и её будущего; это значение носит ярко эволюционный характер. Само же наследие Рерихов, включающее глубочайшие знания о космической эволюции человека, о целостном подходе к изучению явлений и процессов, их научные открытия и предвидения, мощная энергетика красоты, запечатлённая в художественном творчестве, – всё это неразрывно связано с будущим России, и это один из краеугольных смыслов творчества Людмилы Васильевны. С этим будущим связан и Международный Центр Рерихов с его уникальным общественным Музеем, который сейчас так необходимо всеми силами охранить от произвола разного рода недоброжелателей.

3.Новое космическое мышление и новая система познания. Несмотря на то, что эта разработка имеет прямое отношение к концепции исторического процесса Л.В. Шапошниковой (например, в аспекте понятия Духовной революции и её взаимоотношения с революцией социальной и т. д.), думаю, что ввиду большой новизны и особой значимости, её надо выделить отдельно. Поэтому, здесь это – третья концептуальная разработка в структуре научной школы Л.В. Шапошниковой. Она включает концепцию четырёх культурно-исторических видов мышления с акцентом на продолжающем формирование и в наше время новом космическом мышлении и его новой системе познания. Данная концепция имеет бесспорную новизну и необыкновенную актуальность для современной научной мысли. Также данная кардинальная разработка включает и заложение Людмилой Васильевной теоретических основ качественно нового, более глубокого осмысления искусства, самого процесса и источника творчества в их высоком понимании. Особое значение здесь имеет пример творческих достижений художников-космистов XX – XXI веков, впервые осмысленный Людмилой Васильевной, в том числе на глубинном, сущностном, уровне. Также важным направлением Л.В. Шапошниковой в данной кардинальной разработке выступает раскрытие смысла и эволюционного значения новой системы познания, выявление признаков работы над ней в наследии некоторых учёных и философов космистов в первой половине XX века, и особенно её наличие в Живой Этике как одной из наиболее важных особенностей этой философии космической реальности.

4.Основные элементы тонкой структуры человека. Здесь речь идёт о духе, сердце (духовном) и сознании человека. Именно эти три структурных подразделения внутренней (тонкой) структуры человека наиболее часто употребляет Людмила Васильевна в своих трудах и выступлениях. Они, наряду с психической энергией, выступают основными в данной структуре.

5.Теория Культуры. Исследования Л.В. Шапошниковой относительно явлений Культуры и цивилизации представляют собой оригинальную теорию, развивающую концепцию Культуры Рерихов и, в целом, идеи космического мышления. Основные положения данной кардинальной разработки состоят в следующем.

1) Культура есть самоорганизующаяся система человеческого духа. Здесь дух человека (микрокосма) имеет конкретную энергетическую и тонкоматериальную природу, механизмы развития и важнейшую роль в космической эволюции, он участвует в таком общекосмическом процессе, как энергоинформационый обмен с более высокоорганизованными структурами одухотворённого Мироздания, с материей иных состояний и измерений; благодаря этим обменным процессам дух как энергетическое сердце человека складывается в систему Культуры. Таким образом, Культура – есть явление природное, складывающееся естественно в человеке, который неотъемлем от Космоса и его законов. Кроме того, Культура не может существовать без творчества, уподобляющего человека творческим силам Вселенной.

2) Существуют две основные закономерности формирования Культуры, которые тесно связаны между собой: объективные закономерности, действующие на уровне регулярных энергообменных процессов, и субъективные, где происходит сознательное участие субъектов космической эволюции – Учителей, культурных героев, великих мыслителей.

3) Энергетическое поле Культуры по своей сути неразрушимо, являясь источником для последующего культурного развития. Энергетика таких полей играет важнейшую роль в механизме культурной преемственности, идущей из прошлого через настоящее в будущее, так как человечество, взаимодействуя с культурными накоплениями прошлого, напитывается теми основами, на которых можно созидать устойчивые построения в будущем. Культура как начало духовное не подвержена разрушению, она живёт в новых формах новых цивилизаций, и это – исторический факт. Цивилизации рождаются и гибнут, Культура же вечна, переходя из одной формы в другую. Механизм культурной преемственности выстраивается благодаря «непреходящим элементам». В их основе сосредоточены культурный и нравственный опыт человечества, его духовные ценности и творческие накопления, которые обеспечивали устойчивое развитие человеческой Культуры и саму связь времён.

4) Культура и цивилизация – это есть разные явления, имеющие различную природу и назначение. Это обуславливает временную природу цивилизаций и бессмертную природу Культуры. В то же время, они находятся в глубоком взаимодействии, уровень которого обуславливает особенности конкретного периода культурно-исторического процесса. В целом же, приоритет остаётся за Культурой, которая выступает основой для благотворного развития цивилизации. Культура и цивилизация как явления должны прийти к тому плодотворному синтезу, при котором цивилизация станет культурной, одухотворённой, а каждое её достижение будет иметь эволюционный смысл. Синтез – эволюционен, и система «культура – цивилизация» станет целостным явлением, действующим на более высоком качественном уровне в сравнении с изначальным вариантом.

6.Дети нового сознания. Новизна в этой области состоит как в самом определении феномена этих детей через понятие «сознание», что кардинально важно, так и в том, – и это самое главное, – что Людмила Васильевна рассмотрела это явление в контексте космической эволюции, в контексте тех знаний, которые несёт нам Живая Этика. Именно это ставит данную концептуальную разработку на более высокую качественную ступень в сравнении с уже существующими в мире попытками осмыслить феномен таких детей.

7.Рериховедение. Здесь подразумевается концептуальный вклад Л.В. Шапошниковой в изучение жизненного пути и творческого наследия семьи Рерихов, включая эволюционный смысл творчества этой великой семьи. В том числе, в виде примера отметим, что благодаря Людмиле Васильевне ряд современных научных областей обогатился знанием о концепции Культуры Е.И. Рерих и Н.К. Рериха, концепции исторического процесса Н.К. Рериха, больших философских наработках этой великой русской семьи, включая и их художественное творчество, что было впервые в науке выявлено именно Л.В. Шапошниковой. Отдельным и очень значимым направлением рериховедения в разработках Людмилы Васильевны выступает защита имени и наследия Рерихов от невежественных трактовок, в том числе носящих клеветнический характер, их научно-философского и художественного наследия, от искажений особенностей жизненного пути этой семьи, незаконных и несвоевременных изданий частей их наследия, разного рода нападок на уникальный общественный Музей имени Н.К. Рериха в Москве.

Надо отметить, что в данной кардинальной разработке есть своя особенность. Основателями рериховедения как особого направления научного поиска независимо выступили два человека: Павел Фёдорович Беликов и Людмила Васильевна Шапошникова. При этом вклад Людмилы Васильевны здесь столь велик и оригинален, что будет целесообразным включить данную область в ряд её концептуальных разработок, однако, всегда имея ввиду, что рериховедение как таковое сложилось в направление под воздействием деятельности и Людмилы Васильевны и Павла Фёдоровича.

Обратим внимание на то, что вышерассмотренные кардинальные разработки Л.В. Шапошниковой, которые представляют структуру её научной школы, одновременно относятся и к пространству земной материи, и к области высшей космической духо-материи. Эта важная особенность разработок Л.В. Шапошниковой отражает и саму сущность пути их автора: оставаясь на Земле и будучи активным творцом всех так сказать земных дел культурного строительства и научной работы, Людмила Васильевна была невидимо причастна творчеству высшему, создающему соответствующие связи и придающему особую мощь всему её творчеству.

 ____________________________

[1] Здесь можно заметить, что дух человека как познавательную силу рассматривал, например, и В.И. Вернадский, который именно духу отводил центральное место во внутреннем развитии человека. Нельзя не вспомнить и о том, что о самом сердце как познающем органе говорилось и писалось на протяжении веков; мыслители разных времён (Макарий Великий, Григорий Палама, Блез Паскаль, Памфил Юркевич и др.) так или иначе выходили на эту проблему.

 

Литература:

1. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности [вступ. ст.] // Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. – М.: Международный Центр Рерихов, 2003. – С. 5–165.

2. Учение Живой Этики: в 6 т. Т. 3. [Сердце] / [гл. ред. серии А. Жуков]. – М.: Русский Духовный Центр, 1992. – 384 с.

3. Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции.–М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2011.–956с.

4. Беспредельность. Часть вторая. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2010. – 328 с. – (Учение Живой Этики). 

Источник: http://www.icr.su