Противостояние святилищ на горах Очаровательной и Синей

(легенды и реальность)


Марсадолов Леонид Сергеевич,

доктор культурологии, академик Санкт-Петербургской Академии истории и культуры,

действительный член Русского географического общества,

ведущий научный сотрудник Отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа

Вопрос о соответствии устной легенды конкретным материальным памятникам может быть рассмотрен на примере изучения двух реальных объектов около посёлка Колывань на Западном Алтае.

Окрестности Колывани славятся не только своей природной красотой, но и богатыми рудными запасами, месторождениями поделочного камня. Именно из этого района, со знаменитого Колыванского камнерезного завода, в Императорский Эрмитаж было прислано более 90 первоклассных каменных изделий.

В 1843 году завершилась грандиозная эпопея обработки, доставки и установки в Новом Эрмитаже Санкт-Петербурга уникальной, самой большой в мире, Колыванской «Царицы ваз» из ревнёвской яшмы, для чего даже пришлось частично разобрать одну из стен дворца. Ровно через 150 лет в 1993 году состоялась первая эрмитажная археологическая экспедиция в район посёлка Колывань на Алтае (Марсадолов, 1998).

Рассматривая подробную географическую карту этого района, сразу же можно обратить внимание на необычные названия двух гор – «Очаровательная» и «Синюха». «Неужели люди не оставили следов своего пребывания на горах с такими названиями» – подумал я и решил обследовать их вершины и склоны во время разведки Саяно-Алтайской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа (СААЭ ГЭ) в 1993 году, а затем и в ходе продолжения работ на этих объектах в 1996 году.

Легенды о горе Очаровательной. У местных жителей поселка Колывань сохранилось много легенд, связанных с горой Очаровательной. По одной легенде название было дано в середине XVIII века «кабинетским начальством», которое было «очаровано» природной красотой этой горы. Само название горы – «Очаровательная» свидетельствует о красоте и, возможно, о культовом действии – «чары», «очаровывать».

Согласно другой легенде, на северной окраине поселка Колывань в XVIII – начале XX века стояла высокая «пожарная вышка» для наблюдений. На закате солнца вершина противолежащей вышке горы (Очаровательной) казалась «необычайно красивой», «очаровывала».

Если первая версия почти не вызывает вопросов, то вторая – с «закатом солнца» нуждается в более тщательной проверке и доказательности.

Озеро и скала в виде зверя на горе Очаровательной. Вершина горы  Очаровательной находится в 0,5 км к западу от просёлочной дороги, идущей от посёлка Колывань через лесхоз к сенокосным лугам (Курьинский район Алтайского края, в 5 км к ССВ от поселка Колывань, в 6 км к ССЗ от посёлка «8 Марта»).

В южной части вершины горы Очаровательной расположено неглубокое озеро с прозрачной водой, коричневато-красноватого цвета на просвет, слегка заболоченное. На горе Очаровательной нет иных водных источников, необходимых для жизненных потребностей, кроме этого озера, образованного путём скоплении дождевой и талой воды. Озеро имеет форму неправильного овала, с заросшим берёзками южным берегом. Дно каменистое, с небольшим слоем ила. В юго-восточной части озера есть удобный подход к воде со ступеньками. Рядом с водой, на  уплощенном скальном выходе, выбита неглубокая подовальная ямка-лунка, диаметром до 30 см, глубиной 10-17 см. Возможно, края лунки были подработаны древним человеком, и она  использовалась при жертвоприношениях духам воды озера. На дне озера была найдена деревянная «антропоморфная» скульптура, вытесанная из бревна – своеобразный языческий идол. Нижняя часть бревна не обработана, а верхняя слегка заострена.
К северу от озера находится самый массивный и высокий скальный выход на горе Очаровательной. Почти со всех сторон он имеет крутые боковые склоны. Наиболее удобный подъём на верхнюю часть скалы находится с северо-западной стороны. Если смотреть на верхнюю половину скалы на некотором удалении с восточной стороны, то северный конец скалы напоминает голову рыбы, зверя или птицы с раскрытой пастью или клювом и даже выделенным «глазом»–выступом (рис. 1.-1). Ещё более это сходство усиливается, если заглянуть в «пасть» с верхней площадки в северной части скалы. «Пасть зверя», высотой более 5 м, широко раскрыта, с гладкими внутренними стенками (рис. 2.-1). Она заострена в верхней части, расширяется книзу, переходя в тёмный «зев-рот» и далее в «полость-горло». Внутри «пасти» находятся два огромных камня, размерами более 1 м (рис. 2.-2).

Рис. 1-1. Западный Алтай:  гора Очаровательная, рисунок-реконструкция захода солнца, проходящего через «рот рыбы-зверя», в дни весеннего и осеннего равноденствия

Рис. 2-1. Гора Очаровательная. Центр древнего святилища: скала в виде широко раскрытой «пасти зверя»

Камни имеют одну точку-опору вверху и расположены углом, направленным вверх, в небо. Восточный камень, вероятно, ранее отвалился от верхней части скалы. Но как западный камень с окатанными боковыми стенками попал внутрь «пасти» остаётся пока неясным. Возможно, он был специально поднят древними людьми на верхнюю площадку – «внутрь пасти» и служил своеобразным «алтарём-языком зверя».

В передней части нижней плоскости «пасти» находится округлая неглубокая лунка, напоминающая ямку-лунку на берегу озера. Лунка внутри «пасти» имеет искусственное происхождение (рис. 2.-3). При подработке верхнего края лунки была снята часть скального «загара», что резко выделяет лунку на поверхности скалы. Вероятно, эта скала в виде головы зверя, птицы или рыбы являлась культовым центром святилища.

Рис. 2-2. Гора Очаровательная. Центр древнего святилища:  большой округлый камень-валун («алтарь»?)

marsadolov2 3

Рис. 2-3. Гора Очаровательная. Центр древнего святилища:  округлая ямка-лунка выбитая на нижней плоскости скалы.

К северу от культового центра были обнаружены два наблюдательных пункта. Основной, названный нами верхним наблюдательным пунктом, находился на самом высоком месте – в северной части вершины горы Очаровательной. Этот скальный выход с южной стороны имеет форму неприступной подконической «башни» высотой более 15 м. Если смотреть с восточной стороны, то у этой скалы, расположенной на склоне горы, южная часть выше северной. Забраться наверх «башни» легче всего по «ступенькам» (слоям-выступам) с северной стороны. Размеры скального выхода: по линии СЗ–ЮВ – 25 м, З–В – 7,5 м .

Наверху «башни» находится плоская площадка. В южной части плоскости имеется, возможно, естественная яма размерами: диаметр около 1,4 м, глубина – до 0,6 м. В верхней части яма имеет округлую форму, её стенки ссужаются книзу. Дно плоское, диаметром около 0,8 м.

Яма такой формы могла образоваться из небольшой лунки при многовековом заполнении её водой, затем застывании воды – размораживании – шелушении камня на боковых гранях и так далее. Камень, из которого образована скала, имеет слоистую структуру. Неравномерная плотность камня при разрушении создаёт выступы и впадины как на стенках ямы, так и скалы в целом. Не исключено, что стенки этой каменной ямы были подправлены древним человеком.

Функция ямы могла определяться её местонахождением на самой высокой точке горы Очаровательной. Такая каменная яма могла служить в качестве наблюдательного пункта за окружающей местностью. Из этой точки хорошо просматривается круговая панорама радиусом не менее 20–25 км, не заслонённая никакими объектами (скалами, лесом, искусственными сооружениями и т.п.). Один или два человека могли свободно встать или сесть на дно ямы во время длительных наблюдений.

Эта яма могла также использоваться в качестве твёрдо фиксированной точки и для астрономических наблюдений. Астрономические расчёты положения Солнца, Луны и звёзд в значимые для ритуальных действий дни, в такие переломные моменты, как весеннее и осеннее равноденствие, летнее и зимнее солнцестояние, всегда были важны для древнего человека.

Современные астрономические расчёты были произведены научным сотрудником Пулковской обсерватории, участником экспедиции В.Л.Горшковым. В связи с тем, что неизвестна точная дата использования ямы для астрономических наблюдений, расчёты выполнены для трёх исторических периодов: 1) рубежа эр (0 год); 2) 800 г. до Р.Х. (начало эпохи древних кочевников Алтая); 3) 1800 г. до Р.Х. (середина эпохи бронзы). Расчеты показали, что несмотря на 2-х тысячелетний период, движение Солнца и Луны варьирует в пределах 1 градуса.

Древние наблюдатели обычно «привязывали» астрономически важные моменты восхода и захода светил к постоянным «реперам» в окружающем ландшафте, в первую очередь к наиболее заметным горным вершинам. Эти же закономерности прослеживаются и на горе Очаровательной.

По археологическим и этнографическим данным известно, что южная часть горизонта, особенно астрономическая точка юга, пользовалась особым почитанием у народов Саяно-Алтая. Возможно, на вершину южной горы Синюхи указывает большая лунка, расположенная в 2,5 м к югу от края ямы. В восточной части площадки, в 1,5 м от края каменной ямы № 1 обнаружены четыре небольшие ямки-лунки диаметром до 20-30 см, глубиной 5-10 см. Лунки могли служить в качестве дополнительных разметочных точек-ориентиров и указывать на важные астрономические моменты или их приближение. В центр этих ямок могли класть небольшой камень и затем перемещать его при приближении ритуально важного дня. Самая большая лунка-ямка находится на линии, указывающей на момент восхода солнца в день весеннего и осеннего равноденствий, а также астрономическую точку востока. Дополнительные лунки расположены севернее самой большой лунки и, следовательно, они могут свидетельствовать о том, что, если эти лунки служили для расчетов движения солнца. Скорее всего эти наблюдения производились летом, так как солнце после дня весеннего равноденствия движется к северу, а не зимой, тогда лунки должны были бы находится южнее, так как после осеннего равноденствия солнце садится в более южных точках. Другие значимые точки восхода и захода солнца и луны, согласно произведённым расчётам, часто падают на вершины или склоны гор, но пока мало фактов чтобы настаивать на их большой значимости.

Второй, нижний наблюдательный пункт, находился в южной части горы Очаровательной. Скальный выход с восточной стороны имеет выпуклую подовальную форму, а с западной – вогнутую. Наверху скалы есть плоская площадка размерами: по линии С–Ю – 12 м, З–В – 6,5 м. В северной половине площадки обнаружена яма № 2, углублённая в камень. Яма более чем на 2/3 своего объёма была заполнена почвой и грунтом, в котором проросла небольшая сосна. После пересадки сосенки, грунт из ямы был вынут и стенки её зачищены. Яма имеет подовальную форму, её размеры: С–Ю – 2,1 м, З–В – 1,9 м, глубина – до 1 м. Боковые стенки ямы неровные из-за разной плотности камня, из которого сложена эта скала. Дно ямы плоское, округлое, диаметром до 1,2 м.

Рис. 3. Образ зверя или мифологического животного глотающего солнце: 1 – вид центральной части горы Очаровательной с нижнего наблюдательного пункта (перспективный рисунок с северо-восточной стороны; заходы солнца за скалу в дни зимнего солнцестояния (З) и весеннего и осеннего равноденствия (Р); 2 – Арби (р. Олёкма, Якутия); 3 – Шишкино (верховья р. Лены) ; 4 – Новгород; 5-6 – Китай (по материалам Л.С. Марсадолова, А.П. Окладникова, А.И. Мазина, В. Даркевича, Г.Е. Грум-Гржимайло).

Эта вершина скалы с «ямой» № 2 также могла служить в качестве дополнительного наблюдательного пункта. В северной части соседней скалы,расположенной южнее ямы № 2, находится выступ со сквозным отверстием, в которое можно вставить деревянную палку или шест. Если из центра ямы № 2 посмотреть на вертикально стоящий шест, то за ним на юге будет находиться вершина горы Синюхи. На эту точку-визир приходится заход высокой южной луны. Из ямы № 2 также удобно наблюдать точки восхода и захода солнца в дни равноденствия и солнцестояния. Ряд точек захода солнца падает на главное святилище, расположенное к юго-западу от ямы № 2. Самая нижняя точка захода зимнего солнца находилась на «крупе зверя»(рис. 3.-1). После зимнего солнцестояния (22-23 декабря) траектории захода солнца постепенно смещались к северу, всё выше по тулову зверя. В день весеннего равноденствия (22 марта) солнце проходило через «пасть зверя». «Рыба или зверь» глотало солнце и после этого постепенно наступала темнота. В тёплые весенние и летние дни солнце заходило за соседнюю гору всё севернее и севернее. После летнего солнцестояния (22 июня) начиналось обратное движение к югу. В день осеннего равноденствия (22 сентября) солнце вновь заходило в «пасти зверя». В последующие осенние и зимние дни становилось всё холоднее, падает температура воздуха, солнце спускалось всё ниже и ниже по тулову «зверя» – до крупа (22 декабря). Затем всё повторялось, как и в предшествующий год.

Не исключено, что какие-то ритуалы, проходившие на главном святилище, могли дополнительно или главным образом быть связаны с движением солнца и луны, всегда игравших большую роль в жизни древних людей. Вероятно, это был определенный этап в развитии религиозных и научных представлений об окружающем мире, связанный как с мифологическими, так и с ранними естественно-научными наблюдениями, когда еще не могли достаточно реально объяснить – куда исчезает солнце после захода; с чем связаны солнечные затмения и т.п. В устной, письменной и изобразительной традициях многих народов Евразии, начиная с эпохи бронзы и до этнографического времени, был широко распространен образ глотающего солнце зверя, рыбы или мифологического животного (рис. 3), вплоть до современных сказок о крокодиле, проглотившем солнце (Окладников, 1959; Окладников, Мазин, 1976; Марсадолов, 1998).

В 2006-2007 гг. эта гипотеза подтвердилась при изучении двух других святилищ – Ак-Баур и Монастыри на Западном Алтае. В день  осеннего (в Ак-Бауре – рис. 1.-2) и весеннего (в Монастырях) равноденствия солнце также закатилось в своеобразную «пасть», образованную скальными выступами, с многочисленными выбитыми искусственными лунками (Марсадолов, Дмитриева, Иконников, 2007).

 Святилище состоит из многофункционального комплекса взаимосвязанных объектов. Притягательные и ритуально важные природные объекты – горы, озеро, деревья, скальные выступы и ямы, умело обыгрывались и дополнялись древним человеком искусственной подработкой необходимых в ходе культовых действия ямок-лунок. Возможно, духам нижнего мира – воды и земли, жертвоприношения совершались на юго-восточном берегу озера. Во многих религиях вода – символ жизни и смерти, очищения от грязи. Обрядовые действия духам среднего и высшего мира происходили на вершине горы, в «пасти рыбы, зверя или птицы» – в центральной части горы Очаровательной. Пункты наблюдений за небесными светилами в северной и южной части вершины горы позволяли точно определить и предсказать время начала ритуального действия. Вероятно, верхний и нижний наблюдательные пункты имели специализированные функции. Из верхнего пункта удобнее наблюдать восходы-заходы солнца и луны, а из нижнего пункта – не только наблюдать, но и увязать заходы солнца с главным ритуальным моментом – заглатыванием светила «пастью зверя».

Скальный выступ на вершине горы Очаровательной многократно посещался людьми. Об этом свидетельствуют многочисленные современные надписи, нанесенные краской и выбивкой в разное время. Одна из самых ранних надписей черной краской относится к 1912 году. На скале оставили свои «автографы» туристы из разных городов России, даже из Владивостока. Все эти факторы могли уничтожить там следы древнего пребывания человека – наскальные рисунки, культовые сооружения, ритуальные предметы и другие объекты.

Закаты солнца и действительность. Необходимо особо подчеркнуть несколько фактов. Из поселка Колывань не видна вершина горы Очаровательной, а видна она только с вершины к северу лежащей горы. Солнце заходит с западной стороны от поселка, а гора Очаровательная расположена на северо-востоке. Поэтому с наблюдательной вышки невозможно увидеть закат солнца над вершиной горы Очаровательной (лишь изредка можно видеть отблески заката). Не исключено, что сохранившаяся легенда о «закате солнца» отражает ныне забытые ритуалы на горе Очаровательной, которые можно объяснить с правильной астрономической точки зрения.

Следует отметить, что святилищ типа горы Очаровательной, Селеутаса, Ак-Баура, Монастыри в Центральной Азии было гораздо больше, только ранее они не изучались в палеоастрономическом аспекте.

Легенды и реальность о «сопке Синей и Беловодье». К югу от горы Очаровательной на расстоянии около 12 км расположена вершина горы Синюхи, которая ранее называлась сопка Синяя. Местные жители неоднократно рассказывали нам, что на вершине Синюхи ещё в первой четверти ХХ века стоял деревянный крест и находились «купели» для крещения. Отдельные люди даже говорили, что крест был золотой или обложенный золотым листом.


Для проверки этих сведений участники экспедиции по северному склону поднялись на гору Синюху (рис. 4.-1). Креста или его остатков на вершине нам найти не удалось. Французский путешественник Е.Патрен, который посетил окрестности Колывани в 1781 г., описал деревянный крест, установленный на небольшой площадке самой высокой точки-»шпиля» сопки Синей (Патрен, 1825). Вероятно, крест простоял более полутора веков, а затем был снят или сброшен вниз в 1920-30-е годы. Ряд западин на больших камнях вполне мог использоваться в качестве «купели» при крещении. Скальные выходы на вершине Синюхи весьма своеобразны и красивы. С вершины горы открывается окутанная синеватой дымкой панорама окружающей местности, которая в хорошую погоду просматривается на десятки километров.

От жителей поселков Колывань и 8-е Марта мы знали, что в районе горы Синюхи ранее находился женский монастырь. Но найти его оказалось не так просто. Первый раз, идя по дороге на вершину горы Синюхи, мы быстрым шагом миновали его. Летом 1993 года нам удалось найти местную жительницу, которая в детстве бывала в этом монастыре. Она показала место расположения монастыря и рассказала, что женщины-монахини жили там довольно долго. В 1930-х годах монастырь был закрыт, часть монахинь поселилась в близлежащих поселках, о других же ничего не известно.

marsadolov4 2
Остатки монастыря находятся с северной стороны от горы Синюхи, в 2 км от ее вершины, на расстоянии около 5 км к югу от поселка 8 Марта. Монастырь был сооружен на лесной поляне, почти со всех сторон окруженной кустарником, березами и хвойными деревьями, особенно в юго-западной части (рис. 4.-2). На северо-востоке расположен заболоченный участок. Через площадку по линии СВ-ЮЗ проходит проселочная дорога, переходящая на ЮЗ в тропу, ведущую к вершине горы Синюхи. Монастырь размещался на ровной подтреугольной площадке, обращенной вершиной на гору Синюху. Длина поляны в северной части более 90 м (по линии восток-запад), а вдоль дороги, идущей с СВ на ЮЗ – около 120 м. С южной и восточной стороны эту площадку огибает речка Синюшка, а с северной – два небольших ручья. Среди густого кустарника в восточной части участка прослеживаются заросшие «сходы-тропинки» к речке (рис. 5).

Рис. 5. План местности около монастыря под горой Синюхой (разведка 1993 г.). Условные обозначения: 1 – деревья (лиственные и хвойные); 2 – кустарник; 3 – болото; 4 – просёлочная дорога; 5 – остатки построек и ям (обозначены буквами А-Ю); 6 – брёвна; 7 – камни; 8 – проходы к реке.

 

Поражает масштабность и скорость разрушения построек монастыря за последние 60-70 лет. На поверхности почти не осталось следов былых строений. В густой траве с большим трудом были выявлены остатки построек, ямы, кучи камней и кирпича, отдельно лежащие бревна. Наибольшее скопление ям и остатков построек находится в западной части площадки. Самое большое сооружение, размером 12 х 6 м, вытянутое с севера на юг, расположено в СЗ углу поляны. Возможно, монастырю принадлежала и часть построек, находящихся в поселке Подсинюшка. Здесь при внимательном осмотре были зафиксированы остатки не менее 3 строений. Среди них особенно выделяется погреб, стенки которого сложены из тщательно подобранных небольших плиток камня. Судя по кладке, погреб был сооружен в XVIII-XIX веках. Вероятно, дату постройки погреба можно будет уточнить при более детальном сравнении «рисунка» кладки камней стен и потолка с уже известными по времени сооружениями в поселке Колывань и городе Змеиногорске. Погреб имел в плане прямоугольную форму, с подсферическим потолком, с каменными ступеньками и полом.

У подножья горы Синей, вероятно, находился один из христианских старообрядческих (?) женских монастырей (Марсадолов, 1999). Легенды о «Стране Белых Вод и Высоких Гор» – далекой, свободной и богатой земле, нашли свое духовное и материальное отражение в топонимических названиях ландшафта. Топонимы этого района – озеро Белое, сопка Синяя, ручей Чёрный ключ и другие, свидетельствуют о переселении сюда выходцев из России, которые дошли до пограничья с Казахстаном – Монголией – Китаем и нашли в этом удаленном уголке один из центров реального воплощения многовековой народной мечты о Беловодье и Синегорье. Район посёлка Колывань представляет особый интерес, как один из центров Беловодья на Западном Алтае, имеющий отношение к проблеме, которой всегда интересовался Н.К. Рерих (Марсадолов, 2007).

Фольклорные сюжеты о глотающем солнце звере и борьбе с ним, а также о мирной счастливой жизни в Беловодье противоположны по своему содержанию и направленности. Время и пространство разделяют эти сюжеты, также как и реальные объекты на вершинах гор Очаровательной и Синей.

Высокое положение над окружающим ландшафтом, чистый воздух на вершинах, красивые скальные выходы разнообразной формы, лесные массивы на горных склонах и многие другие факторы, вероятно, способствовали выбору мест для святилищ на вершинах гор Очаровательной и Синюхи. Если высота Очаровательной составляет 670 м, то сопки Синей – 1210 м над уровнем моря. Сопка Синяя является самой высокой и привлекательной в окрестностях поселка Колывань – верхней точкой Колыванского хребта и расположена с точностью до ± 1-2° к югу от горы Очаровательной.

Скорее закономерно, чем случайно, что языческое святилище со «зверем» на северной горе Очаровательной расположено почти в два раза ниже по высоте, чем противолежащий ей христианский крест на вершине южной горы Синей. Более тёплый юг в христианской традиции пользуется гораздо большим почитанием, чем холодный север. На многих старых географических картах Руси юг даже находился в верхней части. В целом расположение культовых объектов на вершинах противолежащих гор около посёлка Колывань, вероятно, знаменует победу христианства над язычеством в этом районе Алтая в XVIII веке.

 

 ЛИТЕРАТУРА

1. Марсадолов Л.С. Исследования на Западном Алтае (около посёлка Колывань). Материалы Саяно-Алтайской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. Выпуск 2. СПб., 1998. – 18 с. + 29 рис.

2. Марсадолов Л.С. Христианский монастырь у сопки Синей // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Материалы научно-практической конференции. Выпуск Х. Барнаул, 1999, с. 208-212.

3. Марсадолов Л.С. Один из районов Беловодья на Западном Алтае // Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие»: Том III, Часть 1: Восток-Запад на берегах Невы. СПб., 2007, с. 526-535.

4. Марсадолов Л.С., Дмитриева Н.В., Иконников В.А. Палеоастрономические аспекты новых объектов святилища Ак-Баур // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. 1. Барнаул, 2007, с. 147-159.

5. Окладников А.П. Шишкинские писаницы. Иркутск., 1959. 211 с.

6. Окладников А.П., Мазин А.И. Писаницы р. Олекмы и Верхнего Приамурья. Новосибирск., 1976. 190 с.

7. Патрен Е. Письмо к Палласу от Патреня о путешествии его по северозападной части Алтайских гор в Сибири // Сибирский вестник, издаваемый Григорием Спасским. 1824 год. Часть четвертая. СПб., 1825, с. 229-255.