Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Наследие великих традиций

Выставка живописи

 

19 января 2013 года в Санкт-Петербурге в Доме ученых РАН на Дворцовой набережной, 26 открылась ежегодная художественная выставка «Наследие великих традиций». Об идее этой экспозиции, о ее участниках и их работах рассказывает организатор и куратор выставки ученый, художник, активный защитник культурных традиций Олег Леонтьевич Поляков.
 

Данная выставка является демонстрацией уникального явления мировой культуры – живописи, продолжающей и развивающей в XXI веке великие традиции русской живописи рубежа  XIX-XX веков. Последняя до сих пор не оценена по достоинству ни в России, ни в Европе. Эта живопись была выдающимся явлением культуры сама по себе, но что еще более удивительно, она породила традицию, которая, несмотря на всю разрушительность и трагичность истории России, живет и развивается до сих пор. Корни этого явления – в тонком лирическом чувстве, лежащем в основе архетипа русского человека, а способствовали ему такие причуды истории, как идеологическая консервация реализма и отсутствие рынка в СССР.

Безбрежные леса и болота, ненастная погода, лишенная ярких красок природа, удивительный, наделенный тонким чувством прекрасного народ, стремительный взлет русской культуры в XIX веке и принявший чудовищно уродливые формы социальный эксперимент в XX веке – вот то невероятное стечение обстоятельств, которое превратило Россию в заповедник подлинной живописи. Искренность чувства, одухотворенность и техническое совершенство превратили ее в явление, не имеющее аналогов в мире. Эта выставка убеждает нас в том, что чувство прекрасного живет и творит, несмотря на засилье разрушительных так называемых «левых» тенденций в искусстве. Главная идея выставки: сегодня у человечества есть еще силы, которые в состоянии продолжать великие традиции и питать культуру подлинным искусством. Пока еще есть.

Ведущим жанром одной из прошедших выставок явился пейзаж, который сегодня занимает место религиозной живописи. И это понятно: во время крушения идеалов естественным источником глубоких чистых чувств остается Природа. Постижению и передаче самого сокровенного и высокого, до которого в состоянии подняться наш современник, посвящена живопись мастеров, представленных здесь. Вместе с тем общим, которое органически объединяет этих художников в крупное явление Культуры, каждый из них обладает своим неповторимым и в принципе невоспроизводимым творческим почерком.

Эпические полотна Владимира Кожевникова с его «тектонической» живописью отнюдь не подавляют, наоборот, оттеняют изысканную, порой даже нежную живопись Александра Зимина. Тональная живопись Василия Шевчука, так точно передающая «ненастные» состояния в природе и душе человека составляет удивительное единство с более мажорными и красочными произведениями его жены  Светланы Шевчук. Порой они как бы меняются мироощущением и это создает дополнительную игру и сообщает их полотнам большую глубину. Спонтанная и, в техническом отношении, очень раскованная живопись  Рашида Адгамова созвучна свободному полету воображения и фантазии  Андрея Селенина, в котором возродился романтизм, казалось, навсегда ушедший с именем Айвазовского. Дополнительное намерение произведениям «живописцев от Бога» придает их сравнение с работами Олега Полякова, в которых к дарованию художника примешана немалая толика размеренности и точности, свойственных натуре ученого. Хорошим дополнением масляной живописи являются акварели Галины Филимоновой, благодаря ее вкусу и таланту тонко передающие зыбкую красоту этой быстротекущей и ненадежной жизни.

Сегодня, когда живопись умерла на Западе и почти неизбежно должна погибнуть в охваченной эпидемией наживы России, эта выставка приобретает особое значение для русской культуры. История расставит все по своим местам, все действительно ценное в полной мере будет оценено нашими далекими потомками, и, возможно, данной выставке выпадет участь сыграть в этом не последнюю роль.

 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 После того, как естественные науки разобрались, пусть пока в первом приближении, в том, как устроен материальный мир, статус самого загадочного явления обрела Культура, которая, казалось бы, в самое неподходящее для этого время испытывает подъём, а потом на фоне достаточно благополучной картины – необъяснимый упадок. Сегодня – увы! – имеет место второе. И мы оказываемся не в состоянии ни понять движущих сил этих процессов, ни тем более управлять ими.

В России – стране крайностей – необычайные взлёты и падения особенно впечатляющи. Как и их плоды. Среди них есть один, который является поистине золотым вкладом в фонд русского исторического и культурного наследия – это живопись на рубеже XIX-ХХ вв. Мало кто понимает это здесь и знает на Западе, где в отличие от литературы и музыки, русская живопись почти неизвестна. Сегодня, когда центры современного «искусства» с торгово-развлекательным уклоном растут, как грибы после дождя, и происходит интенсивная бобуризация художественной жизни, нет надежды, что понимание придёт в ближайшем будущем. Это удел наших весьма далёких потомков.

Настанет момент, когда кто-то, сросшийся с компьютером в одно целое, вдруг поймёт, что была... Кисть! И что ею творилось волшебство. Что-то подобное произошло в ХIХ в., когда "открыли" И.С. Баха, и в XV в., когда осознали величие цивилизации Древней Греции. Сегодня и здесь каждый имеет возможность сделать такое же открытие. Досрочно, для себя самого.

Почти все без исключения экспоненты данной выставки принадлежат к цвету петербургской живописи. Все они через свою интуицию, чувство прекрасного, способность к тончайшим ощущениям цветовых и стилистических нюансов, вкус и культуру множеством нитей связаны с самыми значительными достижениями живописи ушедших времён. И каждый из них в чём-то своём сделал ещё один шаг к совершенству.

Это ещё никем не достигнутая напоённость воздухом и светом работ Олега Теняева; это уникальная способность видеть живописность окружающего мира через особой природы увеличительное стекло у Ивана Витюка; это казалось бы уже утраченный дар обнаруживать и передавать благородство натуры своих моделей (в манере столь же благородной) у Василия Братанюка.

Конечно, первое, что здесь видит искушённый зритель – это живописность как следствие «живого чувства и живого письма», но для пытливого ума открываются и другие пласты смысла. Лёгкость кисти и прозрачность мазка О.Теняева - антитеза стагнации, чувству безнадёжности, охватывающему сегодня нас. Мастерство contra  «везде и во всё проникшего непрофессионализма». И вот вопрос: эта живопись – отражение реальности? Нет, она – аттрактор, зов Высоты (да будет он услышан!): «Работайте на пике своих возможностей, созиданием красоты преодолевайте хаос и абсурд, которые сеют разрушители!»

Этому завету следует и Елена Якуничева. Рассматривая её натюрморты, воочию видишь как настоящее и далёкое прошлое связывает любовь автора к старинным вещам. Не так ли – подобно любви – действует и традиция? То зерно, из которого родилась идея выставки, где в каждой работе мы видим как пришедшее «из дали времён», так и гармонично переплетённое с ним новое.

Это – любовь к природе русского севера, и созвучные динамике нашего времени стремительность «схватывания» мотива и спонтанность письма Анатолия Лукаша. Сказочные сюжеты Петра Рейхета рождают причудливые ассоциации с ранним Возрождением, Г.-Х. Андерсоном, Г.Мелвиллом. Если бы мода на «измы» не исчерпала себя, автор при его любви к мотивам вечных льдов, китобоев, северных сияний вполне мог бы основать новое направление в искусстве – «антарктизм». В том же русле попытки поиска поэтического символа выдающихся городов – эпох («Екатерининский канал», «Ночной Берн»), предпринятые автором этих строк.

И совсем другим предстаёт на этой выставке Владимир Ежаков – такой русский и такой земной, при этом совсем не «по-земному» техничный. Свойственные ему теплота и доброта сообщают его девичьим образам ещё большее обаяние.

Сергей Усик – ещё один тип художника, сумевшего сказать «своё», но уже в совершенно ином: в передаче тончайших нюансов «природы, как она есть». Это возможно только, когда наблюдательность, чувство, мастерство подняты до высочайшей планки. Встречу с этим явлением – очень редким в жизни – дарит нам эта выставка.

Всё это явленное стилевое, содержательное, жанровое, потаённо-недосказанное, техническое разнообразие нескольких десятков работ, представленных на выставке, говорит о том, что тема Красоты и Высоты неисчерпаема. От художника, отважившегося работать в ней, требуется столь малое по причине своей естественности и столь великое в своей невозможности – сильные чувства, искренность и постоянный большой труд. Пока будут люди, способные на это – будет твориться подлинное Искусство.

Поляков Олег Леонтьевич,
кандидат технических наук,
живописец,
куратор выставки «Наследие великих традиций»
 
*     *     * 
С 2009 по 2014 г. состоялось пять выставок.
1. НВТ – 1, ноябрь 2009, участники: Зимин А., Адгамов  Р., Кожевников В., Поляков О., Селенин А., Филимонова Г.,  Шевчук В., Шевчук С.
2. НВТ  -2, январь  2011, участники: Ежаков В., Кожевников В., Малых-Васильев А.,Николаева А., Поляков О., Усик С., Чернова Т.,.Шевчук В., Шевчук С.
3. НВТ – 3, январь 2012, участники: Витюк И., Галимов И., Зимин А., Ляпкало  В., Поляков О., Селенин А., Усик С., Филимонова Г., Шевчук В., Шевчук С.
4. НВТ – 4, январь 2013, Братанюк В., Витюк И., Ежаков В., Лукаш А., Поляков О., Рейхет П., Теняев О., Усик С., Якуничева Е.
5. НВТ – 5, участники: Анненков А., Витюк И., Галимов А., Лукаш А., Перевышко А., Поляков О., Теняев О., Усик С., Ягодкина А.
 
*     *     *

ПРИЛОЖЕНИЕ

Галерея картин художников:

http://azatgalimov.com/galleryrus.html  

http://shevchyk.com

http://artnow.ru/ru/gallery/3/21510.html

http://pedagogika-cultura.narod.ru/private/Maksimova.htm

http://uglichvernisag.narod.ru/2010/T_Petrova/T_Petrova.htm

http://www.art-auction.ru/auctions_detailed.php?id=16

http://www.museum.ru/alb/image.asp?11283