Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Музейное экспонирование произведений оружейного искусства

как средство познания прошлого и метод эстетического воспитания:

взаимосвязь эстетического и функционального


Ерешко Юлия Владимировна
,

научный сотрудник

Государственного Эрмитажа

 

Музей – это храм истории, совершенных событий и деяний, где главным становится не «красивость», а создание особо организованных экспозиционных рядов, несущих как эстетическую нагрузку, так и выполняющих информационную функцию.

Николай Федоров, посвятивший музейному делу не одну свою монографию, писал: «Музеи не должны быть хранилищами предметов, оставшихся от протекшей жизни, ...не должны служить для удовлетворения лишь любопытства; музеи – суть школы для взрослых…и должны быть центрами исследования, которые обязательны для всякого разумного существа, – все должно быть предметом знания и все познающим»[1] …

Вся жизнедеятельность человека нацелена на раскрытие и формирование красоты самого человека через познание прошлого и создание вокруг себя эстетизированного материального и духовного мира. Преобразуя и видоизменяя окружающий мир, люди руководствуются, прежде всего, стремлением найти гармонию и красоту, нацеленные на формирование эстетической и функционально качественной предметной среды. Этот поиск приводит человека в состояние удовлетворения, радостного мироощущения и свободного состояния духа.

Оружие, относясь к области декоративно-прикладного искусства, как свидетель событий прошлого и как предмет красоты и наслаждения, всегда вызывало повышенный интерес у знатоков и любителей. На протяжении многих веков, наряду с архитектурой, оно играло первостепенную роль как в утилитарной, повседневной жизни человека, так и в эстетическом преобразовании быта человека. Не стал исключением и рубеж XX-XXI веков. Оружие органично входит в любую музейную экспозицию, однако требует особого отношения и изучения со стороны музееведения и педагогической практики.

Оружейное производство всегда существовало на гармоничном сочетании функционального и эстетического: приносило пользу владельцу и доставляло эстетическое наслаждение окружающим. Каждое произведение оружейника – продукт целесообразной деятельности человека и «мгновение» в историческом процессе, нашедшее свое смысловое завершение в непосредственно чувственной материальности. Его эстетическая функция – это действие силового поля, в притяжении художественного, в котором оружие – своеобразный символ, овеществленная ценность и, в тоже время, полезная форма.

Определение «красота» применительно к такому специфическому музейному экспонату как оружие имеет свои особенности. Безусловно, мастерски выполненный предмет оружейного искусства всегда красив, т.к. мы всегда восхищаемся и любуемся тем, что удобно для использования и, в тоже время, удовлетворяет наши эстетические потребности. Оружие и вооружение, независимо от степени его художественного оформления – это гармоничное сочетание функциональности и дизайна, в основе которого лежат определенные художественные идеи. Красота оружия заключается в проявлении его художественной сути, включающей в себя и форму предмета, и его конструктивные особенности, и сочетание разного материала, и богатство декоративного убранства. Именно благодаря этим характеристикам, оружие из предмета военного, функционального превращается в ценный объект декоративно-прикладного искусства, приобретая значимость музейного экспоната. Перед музейным посетителем предстает красота сферы индивидуального творчества, эстетика форм, материалов, технологий и разнообразия художественных идей.

Решение вопросов музейного экспонирования произведений оружейного искусства в современной практике музееведения позволило не только наиболее полно раскрывать суть исторических процессов и событий, но и смогло аккумулировать в себе всю эстетику оружия прошлого.

Педагогическая практика XX-XXI веков смогла использовать музейную экспозицию как особый мир. В нем музейные экспонаты своими эстетическими качествами позволяли затрагивать психические свойства человека, вызывать положительные эмоции и чувства, формировать особо образный, духовно значимый настрой жизни и давали умение понимать и познавать события и явления прошлого и настоящего, ведущим к созданию более гармоничного и содержательного будущего.

Задачей оружиеведов, экскурсоводов и педагогов, при разъяснении значимости и ценности той или иной музейной экспозиции, является необходимость найти и объяснить истоки, корни национального в оружии, особенности его функционального предназначения и показать богатство эстетических возможностей оружейного искусства. Подобная практика позволяет не только рассказать об исторических и культурных событиях прошлого, но и найти взаимосвязи прошлого и настоящего, пробудить у зрителя интерес как к традициям и истории иностранных государств, так и к национальным традициям в целом, а также развивать индивидуальное художественное видение, формировать свое собственное понятие о красоте.

В музейном экспонировании музейный коллектив стремится не только наиболее полно и интересно представить историю оружейного искусства, но и использовать выставленные экспонаты для «пользы общества». В музейной экспозиции приходится иметь дело с предметами военного предназначения, человеческое содержание которых предельно расковано. Им отведена утилитарная функция – рассказ о себе и своих владельцах, воссоздать время, восстановить утраченные связи между сохранившимися музейными экспонатами.

Современная психология экспериментально доказала, что эстетическое наслаждение всегда являлось важнейшим стимулятором интеллектуальной жизни человека. По мнению Х.Г. Шингарова «в процессе эстетического переживания происходит улучшение, оптимизация химических и физиологических процессов, которые повышают функциональные возможности человека»[2]. Органическое единство чувства и разума приводит в действие умственные силы человека, направляя их творческое проявление. Эстетическое воспитание улучшает характер человека, воспитывает тонкое чувство красоты, обогащает его культуру, развивает художественный вкус и оценочное отношение к миру.

Эстетическое переживание, которое вызывается восприятием высокохудожественного оружия и вооружения – не пустое удовольствие: оно облагораживает человека, развивает его духовную культуру. Использование эстетического восприятия в педагогической практике позволяет обострять наблюдательность, впечатлительность личности, порождающих эмоционально-чувственную отзывчивость, вызывающих работу интуиции, воображения и ассоциативного мышления, дающих интеллекту полезную ценную информацию. Эстетизация – это не привнесение каких-либо внешних украшений, за которыми бы скрывалась функциональная целесообразность, а именно совершенствование самого утилитарного содержания. Благодаря такому подходу, в процессе просмотра музейной экспозиции педагог может представить оружие, в большинстве случаев знакомое многим как «военный инструмент» для средств защиты и ведения боя, в новом ракурсе – предмет восхищения, наслаждения и поклонения.

Гармоничное сочетание функционального и эстетического при решении вопросов музейного экспонирования предметов оружейного искусства, в данном случае, понимается как совершенство исполнения экспозиции, как мастерство. В противном случае – перед нами предстает однообразное, сухое размещение безжизненного, бессодержательного военного арсенала, выставленного на обозрение в определенном помещении.

Очевидно, что в построении музейной экспозиции произведений оружейного искусства, функциональное и эстетическое – две силы, равно нуждающиеся друг в друге, невыразительные и неценные одна без другой. Их необходимо рассматривать как сложное диалектическое взаимодействие, единство объекта (экспонируемые произведения оружейного искусства, результат целесообразной деятельности человека) и субъекта (определенный аспект чувственно-практического отношения к данным музейным экспонатам).

Функциональность музейного экспонирования произведений оружейного искусства заключается в том, что оружие, представляя особый памятник материальной культуры, является ценным источником для изучения самых разнообразных сторон истории человеческого общества, определенного уровня развития науки и техники, искусства и ремесла, характерного для конкретных исторических периодов и регионов, где это оружие было изготовлено. Музейное экспонирование предметов оружейного искусства позволяет педагогам продемонстрировать на наглядных примерах развитие технологических процессов отдельных временных периодов, задававших темп дальнейшему прогрессу общества в целом, а также показать, как многие достижения и открытия в оружейном деле впоследствии становились достоянием других смежных отраслей науки и широко использовались в различных сферах человеческой деятельности.

В настоящее время во всем мире огромное число людей увлекается коллекционированием старинного оружия, это ведет к повышенному вниманию к истории оружейного производства и методах его украшения, созданию новых частных коллекций, реорганизации старых государственных собраний, открытию новых выставок и экспозиций, а также переосмыслению понятия красоты оружия, как изящного произведения оружейного искусства. Безусловно, даже частные коллекции требует систематизации и нуждаются в правильном оформлении экспозиции, которые должны строиться по определенным законам и правилам.

Коллекционирование произведений оружейного искусства позволяет не только изучать историю человеческого общества, но и повышать культуру владения оружием, приучает людей к ответственному отношению к нему, устанавливает правовые и морально-психологические аспекты его использования. В наши дни, время сложных международных конфликтов и военных столкновений, необходимо помнить, что в стенах музея существует не только возможность привить чувство красоты к оружию, но и воспитать понимание опасности, которою оружие может навлечь на владельца и окружающих его людей, осознание адекватности возможности применения оружия в современном мире.

Экспозиция выполняет, прежде всего, практическую функцию и выступает как непосредственно информативная организация. Решение задач музейного экспонирования – один из сложных видов творческой деятельности человека, где осуществляется взаимосвязь эстетического и функционального. В художественное оформление экспозиции вкладывается определенный смысл, основывающийся на знаниях, эмоциональном восприятии и практическом опыте. Музейная экспозиция – это и средство познания прошлого и настоящего, а также средство эстетического воспитания.

____________________________________

1 Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение/ Сочинения. – М.: Мысль, 1982, с. 578.

2 Шингаров Х.Г. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. – М.: 1971, с. 177.

 

Литература:

1. Буткевич Олег. Красота: Природа. Сущность. Формы. – М.: Художник РСФСР, 1983.

2. Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.В. Эстетическое воспитание подрастающего поколения в музеях различных профилей (материалы к программе) // Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: Теория, методика, практика. – М.: 1989. (Сб. науч. тр. / НИИ культуры.)

3. Кантор К.М. Красота и польза. – М.: Искусство, 1967.

4. Федоров Н.Ф. – Музей, его смысл и назначение.(Сочинения) Общ. Ред.: А.В. Гулыга. – М.: Мысль, 1982. с. 578.

5. Хадсон. Музеи не стоят на месте. – В журнале: Museum, 1998, № 197.

6. Шингаров Х.Г. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. – М.: 1971, с. 177.

 

1. Brawne M. The new museum (Architecture and display). –N.-Y., Washington, 1965.

2. Brawne M. Object on view // Architectural Review, 1959. – №753. – P.242-254.

3. Bull Stephen, North Tony. An Historical Guide to Arms and Armour. – New York, 1991.

4. Hudson K. Museum of influence. – Сambridge, 1988.

5. Eliot A. Notes toward an ideal museum // Art in America, 1960. – № 1. – P.79.

6. Malraux A. Psychologie der kunst. Das imaginare Museum. – Rowolt, 1960.

7. Militarai in the Light of Exhibitions of 1983/ Waffen und Kostьmkunde. 26 band, 1984, heft 2.

8. Paccioni G. Les principle de rejrganisation des collections // Mouseion, 1934. – № 27-28. – P.124-134; Thilenius G. La technigue museographigue // Mouseion, 1934. – № 27-28. – P.55-123.

9. Wittlin A.S. Museums // In search of a visible future. – Gambridge (Mass.). – London, 1970.