Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Уварова Лариса Ивановна,

ведущий специалист Санкт-Петербургской Академии

постдипломного педагогического образования,

отв. редактор журнала «Педагогика Культуры»


 

Педагогические аспекты подготовки восприятия эволюционной роли труда в развитии человека и строительстве культуры

Доклад на международной научно-общественной конференции

«Эволюционная роль Культуры»,

23 августа 2014 года, г.Таллинн, Эстония

(в сокращении)

Своевременным и чрезвычайно актуальным можно считать включение в перечень обсуждаемых сегодня вопросов темы эволюционной роли труда, поскольку, прежде всего, необходимо обратиться к Основам.

Труд есть основа жизни людей, самоотверженный труд на Благо Общее лежит в основе Культуры и Эволюции. Всем усилившимся разрушительным тенденциям в современном мире противопоставить можно только труд, самые активные действия по утверждению в жизни принципов Культуры. Создавая среду для созидательного творчества, наполняя пространство светлыми формулами, можно тем самым, способствуя мирному строительству, реально уменьшать физическое поле войны – об этом говорилось в свое время при подготовке международных документов по утверждению принципов Знамени Мира. «Мы строим Культуру, – писал инициатор Пакта о защите культурных ценностей Н.К.Рерих. – В чем же строительство Культуры, как не в самоотверженном, просвещенном, прекрасном труде?” [1]

В наше время, когда в обществе и в мире происходят качественные преобразования, когда утверждается новое космическое мышление, нужны новые подходы к осознанию многих

понятий, особенно таких фундаментальных, которыми являются Культура и труд.

Методологической основой нового космического мышления является Учение Живой Этики – главный философский труд творческого наследия семьи Рерихов. В этом Учении Жизни даны все основные понятия для осознания путей эволюции, в нем много говорится о значении труда.

Освещая различные стороны эволюционной роли труда, Живая Этика дает емкие, вместительные определения: труд есть высокая ценность, труд есть высшее мерило [2]; «труд есть мерило качества сознания» [3]; труд есть фактор мироздания, «труд – венец Света»[4], «В труде эволюция»[5].

В этих формулах выражено всё величие труда. Несмотря на многозначительность этих характеристик, в самой жизни теме труда должного внимания не уделяется – ни в обществе, ни в науке, ни в системе образования, ни в просветительской деятельности. Между тем эволюционные преобразования в обществе и в самом человеке можно осуществить лишь посредством труда.

В общепринятом понимании, ТРУД характеризуется как целесообразная деятельность человека, как работа, требующая умственных и физических усилий, напряжения. В некоторых источниках добавляется: «…целесообразная деятельность, направленная на создание материальных и духовных ценностей» – в таком контексте речь идет об общественно полезном труде. Труд с точки зрения Культуры – понятие, мало разработанное в науке. Выражение «труд на Общее Благо» – почти не встречается. Однако именно такой труд дает представления о полезности и всеобщей значимости труда.

Тема труда так же необъятна, как и тема Культуры, поэтому в нашем докладе мы коснемся лишь тех аспектов, которые вынесены в название.

Понимая Культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, как специфический способ человеческой жизнедеятельности, рассматривая труд в контексте Культуры, можно отметить, что труду соответствуют все те же известные функции, которые, с позиций социологического мироощущения, относятся к Культуре, это: человекотворческая (гуманистическая), познавательная, адаптивная, интегративная, регулятивная, коммуникативная, аксиологическая, информационная функции и др.

С развитием новой парадигмы Культуры, которая возникла в связи с формированием в науке рериховской культурологической концепции, где человек предстает как носитель активного высокодуховного, творческого начала, движущего космическую эволюцию, и Культура рассматривается как самоорганизующаяся система духа, – в связи с новым подходом, учеными выведен ряд новых функций Культуры [6]. Если исходить из того, что труд лежит в основании Культуры, то этим функциям Культуры соответствуют и функции труда, которые можно сформулировать следующим образом.

Связующая функция. Труд – как и Культура, являясь ее основой – выступает важнейшим условием связи человека с высшими, более утонченными состояниями материи, высокоорганизованными космическими структурами, импульс которых и обеспечивает самоорганизационные процессы в энергетическом поле духа человека.

Преображающая функция. Данное преображение обеспечено тем космическим энергообменом, в котором задействован дух человека, что происходит в процессе труда. Важным фактором в этой функции выступает внутреннее, сознательное устремление человека к чему-то более высокому и совершенному. Этический и энергетический процесс преображения человека (усовершенствование его внутренних качеств) рассматривается в единстве, и в целом неотделим от Культуры, это есть основная составляющая пути космической эволюции человека.

Эволюционная функция связана с творческой и преображающей материю силой духа и задействована в общекосмическом эволюционном процессе.

Спасительная функция заключается в том, что труд (как и Культура, поскольку в основе ее изначально заложен труд), является панацеей – в осмыслении Культуры, защите и всестороннем развитии состоит выход из кризисного положения, в котором оказалось человечество.

Так, в самых общих чертах, можно сформулировать культурологические аспекты эволюционной роли труда, которые могут рассматриваться в контексте новой парадигмы Культуры. Однако, следует признать, что эволюционная роль труда еще крайне редко осознается современниками, и требуется огромная просветительская работа в этом направлении. Проблема здесь заключается в поиске путей, которые способствовали бы подготовке восприятия эволюционной значимости труда в соответствии с новым космическим мышлением. Восприятие, в данном случае, рассматривается как познавательный процесс и как предпосылка осознанного действия. Эти пути, несомненно, в первую очередь, лежат через образование и самообразование.

В системе российского образования постепенно накапливается положительный опыт по продвижению идей нового космического мышления, эволюционной роли Культуры, и в дальнейшем мы коснемся небольшой части этого опыта.

Воспитание в гражданах правильного отношения к труду дает успешное решение социальных и других проблем государства, поэтому в российских нормативах образования Труд и Творчество, уважительное отношение к труду обозначены как базовая ценность, что положено в разработку образовательных программ. И это особенно отрадно отметить. Однако, для того, чтобы вошло в жизнь углубленное понимание труда – в его космической значимости, что соответствует современному научному мировоззрению (а лишь в этом случае можно говорить о культуре педагогического труда) и чтобы глубинное понимание труда было осознано подрастающим поколением, необходимы новые знания, содержащие представления о духовных законах, о действии психической энергии. В Новый мир, как известно, со старыми знаниями не войти – требуются новые понятия, новые формы и определительные. Благодаря новым знаниям, возникает особый интерес к теме труда, происходит понимание самих основ жизни.

Однако, на сегодняшний день с получением этих знаний существует большая проблема, поскольку приобрести их можно лишь с помощью самообразования или при помощи деятельности общественных культурно-просветительских организаций. Основой для такового просвещения являются знания из мировой сокровищницы философской мысли, из Учения Живой Этики и других трудов творческого наследия семьи Рерихов, а также из работ их учеников и последователей, которые освещали отдельные стороны этого Знания. Так, в некоторых из этих работ раскрывается, в частности, понятие и сущность психической энергии – краеугольного понятия Учения, ее благотворное воздействие на человека (что происходит при осознании ее пользы). Именно через осознание особенностей и свойств психической энергии, факторов, влияющих на ее накопление и расточение, можно подойти к космической значимости личного труда.

Психическая энергия – всеначальная, жизненно важная энергия, – лежит в основании проявленного Мира. Труд служит возбудителем жизненных сил, психической энергии, иными словами, в процессе труда психическая энергия приходит в действие. В трудовой деятельности происходит энергообмен между Микро- и Макрокосмом, где труд является главным условием "возмущения и привлечения" пространственных энергий, и таким образом значение труда расширяется до космических масштабов.

Важно учитывать, что «труд есть огненное действо» [7]. Огненная стихия требует нагнетения; она сверкает при напряжении. Невозможно нагнести энергию в бездействии и неподвижности. Только движение, только действие порождает энергии. Самое основное условие возмущения и привлечения стихий и "будет труд, как мысленный, так и физический. В этом движении собираются энергии из пространства. Но нужно понять труд как естественное наполнение жизни. Так труд всякий есть благодать, а суемудрие бездействия есть самое вредное в смысле космическом" [8].

Труд заключает в себе огонь жизни. В этом состоит его спасительная функция. "Даже при низшем труде человек творит проявление огненной энергии. Отнимите у него труд, – говорится в Живой Этике, – и он неминуемо впадёт в маразм, иначе говоря, утеряет огонь жизни" [9].

Каждый труд есть путь надежный. Полюбив высокое качество труда, можно преуспеть на пути восхождения [10]. Труд приносит радость и дополнительную жизненную силу – особенно в том случае, если человек привык трудиться. Ежедневная работа со сменой видов деятельности есть накопитель жизненно важной энергии, поскольку именно смена занятий, но не бездействие приносит отдых.

Об этом необходимо знать каждому человеку, поскольку эти знания облегчают жизнь и, в итоге, могут сделать человека счастливым.

«…Кто найдет в себе силу даже среди смятения трудиться, тот уже образует вокруг себя равновесие – утверждается в книге «Надземное». – Особенно оно необходимо, когда целые народы впадают в безумие <…> Нужно крепко ухватиться за нечто прочное, таким прочным в народном сознании будет труд» [11].

Но подход к нему требуется НОВЫЙ.

Процитируем еще некоторые положения из Живой Этики.

«…Нередко люди впадают в отчаяние, думая, что их труд не нужен, но они забывают, что энергия, порожденная трудом, представляет ценность космическую. Не может знать человек, где проявится его энергия и как и когда принесет благо. Может быть, сам деятель восчувствует это благо или принесет его на пользу ближних. Только бы труд был добрым по существу, тогда не отчаяние, но радость будет уделом деятеля» [12].

Каждому важно знать еще одну особенность. Люди боятся ежедневного труда, не зная, что именно «напряжение психической энергии увеличивает жизнеспособность. Можно удостовериться, что в периоды психического напряжения люди живут дольше… Но следует вполне разобраться, в чем состоит напряжение психической энергии. Если слабосильный человек перегрузит себя физической работой, то такое напряжение не приведет к лучшему результату. Напряжение энергии, прежде всего, понимается с психической стороны» [13]. Особенно важен для нагнетания психической энергии радостный труд. «Радость есть лучшее пламя духа» – утверждается в Живой Этике [14].

Путь напряжения есть путь стремления, иначе говоря, путь жизни. К лучшему будущему можно придти лишь через напряженный труд. "Нагружайте Меня сильней, когда иду в Сад Прекрасный" – это не только поэтический образ, но практическое указание. Запас психической энергии должен быть пополняем. Без нагнетения она не получит Высшую Помощь… Утеснения и гонения умножают силы…Та же спасительная энергия, которая очищает сознание, она же создает» и защиту [15].

Неустанная работа на Общее благо имеет результатом громадный прогресс. И этот труд – подвижнический. Не эгоистическое, но широкое понимание труда – на пользу Общую – значительно утончает сердце, развивает чувствознание – способность прямого познания действительности через сердечное постижение мира.

Труд на Общее Благо есть путь эволюции, и нужно полюбить такой труд.

«Весь мир делится по границе личного и Общего Блага. Если мы действуем в сфере Общего Блага искренними помыслами, то за нами стоит весь резервуар космических накоплений» – утвержается в Учении [16[.

Как пишут современные исследователи, «главным фактором раскрытия потенциала духа является труд, сознательный, творческий, чисто мотивированный – труд на Общее Благо». «Это – единый и в то же время индивидуальный путь каждого к счастью, и его возможно осуществить только при условии восстановления священной связи с Миром Высшим» [17].

КАЖДЫЙ ТРУД ЕСТЬ БОРЬБА С ХАОСОМ. Понимание значения труда в жизни человека, в культурном развитии общества должно закладываться с детства, чтобы труд стал насущной потребностью. О необходимости труда, о важности качественного выполнения любой работы нужно говорить с детьми с малых лет – в семье и школе творить будущих тружеников и творцов.

И замечательно, когда с малых лет труд устанавливается как единственная основа жизни, как самосовершенствование. Всякий труд дает человеку возможность усовершенствования своих качеств – в области развития чувств и развитии воли (когда требуется дисциплина в организации собственного труда), а также в области развития мышления: добиваясь качества выполняемой работы, человек тренирует свой мыслительный аппарат, утончая и обостряя мысль, развивает творческое воображение. И усвоив полезность труда в детстве, пронеся любовь к труду через всю жизнь, труженик в зрелом возрасте спасен от многих проблем со здоровьем и, в частности, от распространенных в наше время болезней мозга. Нужно отметить, что долгожители – как правило, люди трудолюбивые.

К сожалению, в социуме отношение к труду чаще встречается потребительское, а именно: поменьше вложить сил, побольше получить денежных средств. Бытует страх перед трудностями, отношение к ним, как к наказанию. Людям трудолюбивым, труженикам даются пренебрежительные прозвища, подчас граничащие с цинизмом. Так сложилось в веках, что труд был опозорен рабством, и многие еще воспринимают труд как проклятие. До сих пор наряду с добровольным трудом, существует труд принудительный и труд вынужденный. Если в случае с принудительным трудом о гуманистической функции его говорить не приходится, то вынужденный труд может быть облагорожен правильным к нему отношением.

Продолжая тему, необходимо отметить, что именно в деятельности педагога, воспитателя заложены наиболее надежные пути решения проблемы, связанной с подготовкой восприятия эволюционной роли труда в развитии человека.

В педагогике эту проблему можно решать через тему совершенствования, близкую каждому. Большинству людей свойственно стремление к улучшению жизни, своих качеств.

Надо учитывать, что работа с детьми требует особого, сердечного подхода, знания психологических особенностей возраста, чтобы правильно – доходчиво и без навязываний – раскрыть жизненную значимость труда. И начинать это надо с дошкольного периода. Важно, чтобы в образовательном процессе ребёнок постоянно находился перед необходимостью преодолевать разного рода трудности и чтобы эти трудности согласовывались с его индивидуальными возможностями. Следует подчеркнуть, что дошкольное и младшешкольное детство есть наиболее благоприятный период для развития. В дальнейшем то, что не будет достигнуто на протяжении этого периода, не будет доведено до совершенства или даже, может быть, будет утеряно [18].

В настоящее время накоплен богатый педагогический опыт, в том числе и в этом направлении, и каждый желающий найдет в публикациях, освещающих этот опыт, много полезного для применения в своей работе. И это тоже труд на пользу Общую.

В любви, красоте и действии заключаются пути совершенствования – эти пути составляет основу творческого труда. Любовь, Красота и Действие – формула международного языка, которая всегда принадлежала искусству. Теперь ей надлежит широко войти в повседневную жизнь. Труд, имея в основе своей действия, тогда становится творческим, когда сопряжен с любовью (к своему делу, к людям, к Высшему началу) и устремлением к Красоте. Каждый воспитатель, направляя мысль к Высшему, к Идеалу, тем самым помогает решать проблему качества труда через Красоту, активно включая ее во все виды творчества. Здесь много поможет пример красоты подвига великих тружеников, дела которых легли в основу духовной сокровищницы мировой культуры.

«Содержание школьного образования должно включать знания о влиянии трудовой деятельности человека на космическое пространство, для того, "чтобы учащийся школы помнил о значении труда как фактора мироздания"» – говорится в одном из научных изданий, в монографии, изданной в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена и помеченной, что весьма важно, как учебное пособие для студентов вузов [19].

Но всё же новые знания, несмотря на отдельные попытки их продвижения, чрезвычайно медленно входят в жизнь. А это задерживает эволюцию. Нужны общие, объединенные усилия по расширению сознания, утверждению Основ жизни, и делать это нужно незамедлительно.

Чтобы творить большие дела, нужно единение. В единении – сила. Если в целом труд помогает выработать важные личностные качества, такие как воля, упорство, ответственность, добросовестность, наблюдательность, то труд совместный вырабатывает дополнительно еще и качества, которые способствуют сотрудничеству –  доброжелательность; терпимость; искренность; дружелюбие, уважение к чужому труду, к мнению других людей; готовность помочь; отзывчивость;  признательность и др. Эти важнейшие качества необходимы для утверждения в жизни принципов культуры, для утверждения лучшего будущего. Мешают проявиться этим качествам такие неприглядные черты человеческого характера, как зависть и самомнение – «эти сферы разрушают семьи, государства, церкви и все общества, – говорится в книге «Беспредельность». – Между тем, Космос зовет к сотрудничеству»[20].

Особенно мешают проявиться качествам сотрудничества ПРИВЫЧКИ, связанные с эгоизмом-самостью. Привычки – это малые действия, не контролируемые сознанием. В воспитании и самовоспитании эта тема имеет особое значение, так как именно привычки формируют характер человека. Усовершенствование же человеческого характера является эволюционной задачей, хотя многие ошибочно предполагают, что его характер – это личное дело. Вредны и особенно неприемлемы в работе для будущего так называемые привычки обиходаобидчивость, лень, болтливость, несдержанность, осуждение, нетерпимость, раздражительность, нечестность. Эти, часто проявляющиеся в обычной текущей жизни действия, оказывают огромное влияние на процесс единения, разрушая его. Не зря сказано: «Привычка обихода есть враг эволюции» [21], и нельзя не уделять этому внимания. Нужны личные усилия и упорный труд каждого над самим собой. «Найдем силы отрешиться от личных привычек, – говорится в Живой Этике. – Если твердо осознаем тягость таких отложений, то уже один из самых трудных затворов будет открыт» [22].

Великий педагог К.Д. Ушинский называл привычки рычагом воспитательной деятельности.

Работа воспитателя, стремящегося приобщить ребенка к труду и культуре, где примером служат высокие идеалы, сегодня осложняется тем, что культуре труда противостоит массовая культура с ее индустрией развлечений. Если Культура зовет каждого к труду на пользу его собственного духовного развития и для Общего Блага, то массовая культура представляет ее потребителю жизнь в забавах, извращая все высокие понятия. «Что же должно делать человечество в этих случаях явной порчи основных понятий? – писал Н.К.Рерих. – Не должно ли оно немедленно очищать их и возвращать их к естественному первоначальному значению?» [23]

Чтобы помочь молодому поколению познать ценность труда, надо помочь постигнуть истину - для чего живет человек? Мудрость веков, запечатленная в Учении Живой Этики, дает ответ на этот вопрос: чтобы стать лучше, чтобы познавать и совершенствоваться, чтобы стремиться за пределы известного наверх и помочь друг другу. Если бы эта истина была усвоена каждым человеком еще в юном возрасте, иные бы подрастали поколения, и перед обществом сейчас не стояли бы проблемы преступности, наркомании и иного отклоняющегося поведения, поскольку человек, знающий о цели и смысле существования, имеет в жизни ясные ориентиры, и от этого света он уже не свернет во тьму невежества.

Нужно не только говорить о труде, но также и помнить выражение: «По делам только судим». 

Н.К. Рерих в статье «Утверждение» писал: «Всем сотрудникам выпадает очень тяжкое испытание трудом, – но именно этот разнообразный опытный труд еще больше уничтожает всякие отвлеченности и наставляет к неотложному совершенствованию… Среди разрушений Вы утверждаете, среди неразберихи – Вы находите, среди враждебных разногласий Вы стройно обсуждаете и духовно обогащаете друг друга… Будем строить, зная, что во всех концах земли имеются прекрасные сотрудники. Они поймут дружелюбие. Они поймут сердечный огонь и они поймут, что ценность труда превыше всех мертвых условных знаков… Во имя труда и сотрудничества будем держаться вместе, будем держаться крепко, ибо согласием и сознанием процветут дела строительного Утверждения».

Таким образом, учитывая высокое воспитательное значение труда как фактора мироздания, его роль в космической эволюции человечества и Культуре, необходимо приложить все усилия для того, чтобы довести высокое значение труда до сознания современников, особенно, до подрастающего поколения. Сознательное отношение к труду и правильное его понимание приведет к созидательной работе, тем самым будет выполняться задача воспитания творческой, духовно развитой личности – человека культуры.

Тема труда – непочатой родник, и каждый из его многочисленных аспектов – от мотивации и ценностно-смысловых ориентаций, качества труда до вопросов организации труда – отдельные темы для исследований, которые, несомненно, принесут радость искателю истины, и каждый в своем деле напишет свой ГИМН ТРУДУ.

Как писал поэт Валерий Брюсов:

Великая радость – работа,
В полях, за станком, за столом!
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счета,–
Все счастье земли – за трудом!

 


 

Приложение

Картина Н.К.Рериха «И мы трудимся».

 

 

Вот как исследователи трактуют эту картину:

На полотне видим, как святые занимаются простыми земными делами, трудятся на Общее Благо. Они идут по воду на значительном расстоянии друг от друга, что говорит о том, что нет праздной болтовни между монахами. Делая земные дела, можно мыслью высокой и прекрасной устремляться в высшие сферы, цементируя пространство красотой.

Подвижники идут за живой водой, стремясь утолить духовную жажду людей, о которой упоминает А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк». В подвиге труда они черпают эту воду из неиссякаемого живительного источника Божественной Мудрости и по зову сердца делятся ею со всеми жаждущими.

___________________________________

[1] Рерих Н.К. Держава Культуры // Рерих Н.К. Держава Света; Священный дозор. – Рига: Виеда, 1992. – С. 194.

[2] Учение Живой Этики. Надземное, п. 839

[3] Рерих Е. И. Напутствие Вождю, п. 15 // Рерих Е. И. Криптограммы Востока; Напутствие Вождю/ - М. : Амрита-Русь, 2011 - 157 с

[4] Учение Живой Этики. Община, п.117.

[5] Учение Живой Этики. Аум, п.323.

[6] Соколов В.Г. Живая Этика и новая парадигма культуры // Культура и время. – 2008. – № 1. – С. 4-17. Эл.ресурс: http://www.pedagogika-cultura.ru/po-rubrikam-3/kulturologicheskie-osnovy-novogo-kosmicheskogo-myshleniya/sokolov-v-g-zhivaya-etika-i-novaya-paradigma-kultury

[7] Учение Живой Этики. Мир Огненный, ч.2, п.418.

[8] Учение Живой Этики. Сердце, п.79.

[9] Учение Живой Этики. Мир Огненный, ч.1, п.62

[10] Учение Живой Этики. Надземное, п. 775.

[11] Там же, п. 438.

[12] Там же, п. 776.

[13] Учение Живой Этики. Аум, п.481.

[14] Учение Живой Этики. Знаки Агни Йоги, п. 459.

[15] Учение Живой Этики. Братство, п.240

[16] Учение Живой Этики. Озарение, ч.3, гл.Y, п.11

[17] Гореликова М.В. Общее Благо. Эл.ресурс: http://www.pedagogika-cultura.ru/po-rubrikam-3/kulturologicheskie-osnovy-novogo-kosmicheskogo-myshleniya/gorelikova-m-v-obshchee-blago

[18] Эл. ресурс http://pedagogika-cultura.ru/images/html/Amonashv_shkola_10.htm

[19] Лащенко Н. Д. Философско-педагогические взгляды Е. И. Рерих: Монография./Учеб. пособие для студ. вузов - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. - 128 с.

[20] Учение Живой Этики. Беспредельность, п.568.

[21] Учение Живой Этики. Братство, п.529.

[22] Учение Живой Этики. Аум, п.371.

[23] Рерих Н.К. Синтез // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. – Рига: Виеда, 1991. - С. 27.