Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Формирование экономической культуры

в процессе вузовской социализации

Уварова Лариса Ивановна,

Государственный Университет экономики и финансов,

Санкт-Петербург.

 

ХХ1 век объявлен ЮНЕСКО «веком образования» – тем самым утверждается, что знания, культура должны стать приоритетными в жизни общества. Высшая школа должна не только готовить высокопрофессионального специалиста, но и формировать гуманную, нравственную и интеллигентную личность. Гуманизм и отношения гуманности составляет глубокую основу жизни человечества, главный компонент демократических прав и свобод личности – все это в целом характеризует уровень развития общества, его культуру.

Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе [1].

Уровень культуры личности определяется ее социализованностью, приобщенностью к культурному наследию, степенью развитости индивидуальных способностей. Становление экономической культуры личности означает приобщение ее к ценностям науки и к опыту позитивного, социально полезного поведения в экономической сфере.

Выделение экономической культуры в общей ее структуре в рамках социологического подхода – явление достаточно позднее, однако можно отметить устойчивый интерес к этой проблеме в отечественных исследованиях последних лет [2]. Это объясняется тем, что экономическая культура выступает важным фактором социально-экономического прогресса, ибо ее непосредственная функция – повышение экономической и социальной эффективности общественного производства.

Экономическую культуру определяют как комплекс элементов и явлений культуры, стереотипов экономического сознания, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни. Культура экономическая характеризует состояние хозяйственной деятельности общества на определенной ступени его развития и включается в себя как материальный продукт, материальные услуги, весь мир вещей, предметов, производственных процессов, так и экономические знания, экономическое мышление, хозяйственный опыт людей. Экономическая культура отражает меру гуманизации общественного воспроизводства, способствует ее дальнейшему обогащению.

Исследователи отмечают, что ядром экономической культуры общества является развитое общественное экономическое сознание, где формируются ценностные, нормативные основы экономического бытия, тем самым, развитое общественное экономическое сознание является идейным источником созидательной деятельности в экономической сфере. Рассмотрение сущности экономической культуры общества позволяет осознать ее тесную взаимосвязь с типом мышления, менталитетом и традициями народа. Именно эти факторы определяют ценности и идеалы, находящие выражение и закрепление в экономической системе общества.

Экономическая культура общества оказывает прямое воздействие на экономическую культуру личности, т.к. индивидуальное экономическое сознание включает три основных компонента: знания (представления, взгляды), а также чувства и волю субъекта. Это отражает совокупность явлений общества как позитивных, так и негативных. Побудительными факторами к позитивному, волевому действию являются установки личности.

Экономическое сознание может формироваться стихийно (микросреда) либо в процессе экономического образования. Система образования является важнейшим социокультурным регулятором развития общества. Задача экономического образования – помочь осознать социальные ценности в экономической сфере, понять смысл действующих законов, их общественную и личную значимость. В этом случае, даже столкнувшись с негативными явлениями в экономической сфере, человек будет воспринимать их не как норму жизни, а как противоречащие этой норме и требующие устранения.

При становлении экономической культуры чрезвычайно важно учитывать преемственность как составляющую духовной культуры, ибо ломка вековых традиций, селективный подход к культурному наследию, ведут к утрате нравственных идеалов, формируют целые поколения людей, не восприимчивых к культурно-историческому наследию, не способных отличать временное от вечного. Бездуховность, пренебрежение общечеловеческими ценностями – факторы, способствующие деградации общества, дестабилизации общественных структур.

Как отмечает Ю.А. Помпеев, «в гуманитарных науках, исследующих социокультурные основания хозяйственной деятельности в историческом развитии общества, существует пробел, особенно заметный в определении базовых ценностей экономической культуры как одной из форм проявления жизненной активности человека, а также в рассмотрении естественных взаимосвязей между экономической культурой и другими составляющими цивилизационного развития России» [3].

Важнейшей функцией культуры является регулирование социальных и иных отношений, упорядочивание, нормирование, ограничение, стандартизация и т.п. поступков людей, всей деятельности, всех взаимодействий в обществе. Общественная жизнь при социокультурном подходе предстает в виде целостного процесса социального творчества с помощью культуры.

В современную эпоху культурные факторы в значительной мере определяют экономический потенциал общества, стабильность политической системы, экологическую и демографическую ситуацию и многое другое, вплоть до стратегической безопасности страны. Ошибки в сфере культурной политики (которая становится в современном обществе основным фактором любой политики) являются первопричинами тяжелых социальных недугов и многих кризисов, в том числе и экономических.

«Социокультурный подход есть своеобразное отражение наметившейся смены самой парадигмы цивилизационного развития: от техноцентризма, свойственного индустриальному обществу, к культуроцентризму, на котором будет зиждеться грядущая цивилизация постматериальных ценностей», отмечают ученые-культурологи.

Учитывая взаимосвязь понятий «экономическая культура» и «эффективность в сфере экономической деятельности», процесс формирования экономической культуры может быть рассмотрен с точки зрения факторов культуры труда, культуры производства и культуры управления как основных параметров, составляющих экономическую эффективность (см. схему). В этом ряду факторов ведущее место занимает управленческий аспект, в котором также могут быть выделены параметры, составляющие эффективность сферы управления, непосредственно влияющей на уровень культуры управления.

 

К факторам культуры управления могут быть отнесены содержание управленческой деятельности и ее организация.

Показателями, формирующими содержание управленческой деятельности, являются следующие характеристики:

  • Цель – правильная и четкая постановка целей и задач.
  • Функции – выделение конкретных функций, этапов, операций, процедур.
  • Методы – выбор соответствующих целям методов воздействия в системе управления.
  • Оценка результатов – обеспечение адекватных методов оценки результатов управленческой деятельности.

Факторы уровня организации управленческой деятельности :

  • Структура – установление границ между звеньями и ступенями управляющей системы по выполнению функций управления.
  • Персонал – подбор, расстановка, обучение кадров управления.
  • Техника – оснащенность современными средствами сбора, обработки, передачи и хранения информации.

Из вышеприведенного перечня показателей видно, что деятельность по обучению персонала является фактором результативности управленческой деятельности, что влияет на формирования культуры управления и в целом на экономической культуру.

Как было отмечено выше, непосредственная функция экономической культуры – повышение экономической и социальной эффективности общественного производства. Известно, что факторами эффективности производства являются:

рост производительности труда и улучшение качества продукции, совершенствование структуры хозяйственной деятельности и организация труда и управления, улучшение использования материальных ресурсов и совершенствование методов управления, улучшение качества решений и т.п., но самым важным является фактор повышения уровня развития личности, влияющий на все другие показатели.

Фактор уровня развития личности, ее культуры зависит от успешности процесса социализации, в том числе в системе вузовского образования. Весьма актуальным является аспект, связанный с «эффектом социализации» – преодолением негативных явлений, приводящих к девиантному поведению.

Становление личности, обучение и освоение индивидом ценностей, и установок, присущих данному обществу, происходит в процессе социализации, которую определяют как совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний и норм, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Принято говорить о возможности управлять социализацией, например, со стороны государства, ставящего определенные задачи перед учебными заведениями. В науках о человеке этот вопрос никогда не переставал быть актуальным.

Решением проблем оптимизации различных функций образования, увеличения его эффективности в сфере производства, а также в целом в развитии общества, повышения его роли в активизации человеческого фактора занимается социология образования. Одним из ее аспектов является анализ задач сохранения, передачи культуры и ее развития в их единстве, взаимодействия передаваемых и развиваемых культурных элементов – знаний, социальных норм, духовных ценностей, социальных навыков, специфики и эффективности социализации в системе образования.

Приблизиться к решению указанных проблем возможно, осуществляя поиск на стыке наук – экономической психологии и социологии образования, для которых эти задачи являются общими.

Формирование экономической культуры начинается с процесса развития личности, что во многом определяется успешностью процесса социализации в системе вузовского образования.

_____________________

[1] Российская социологическая энциклопедия. – М., 1998, с. 240

[2] Андреева И.В. Экономическое образование в России: динамика социальных функций. – СПб, Изд-во СПБ ГУЭиФ, 1999, с.28

[3] Помпеев Ю.А. Основы экономической культуры. – СПб, Гос. Университет Культуры, 1999, с. 4.

 

Опубликовано:

Уварова Л.И. Формирование экономической культуры в процессе вузовской социализации // Современные проблемы экономической психологии в России. Социокультурный аспект: Материалы научно-практ. семинара. / Под ред. докт. экон. наук, проф. И.В. Андреевой. – СПб.: Гос. Университет экономики и финансов, 2001, – 213 с. (Научная программа «Фундаментальные исследования высшей школы в области естественных и гуманитарных наук. Университеты России»)