Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Духовно-нравственное воспитание как приоритетное направление библиотечной работы с детьми


Тихомирова Ирина Ивановна
,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры детской литературы

Санкт-Петербургского государственного университета

культуры и искусств

Культуре, нравственности, воспитанию

надо отводить в наших планах первое место

 (Д.С.Лихачев)

 

 Вышедшее сегодня на повестку дня педагогической деятельности забытое слово «воспитание» стало чаще всего использоваться в значении «духовно-нравственное». Задача духовно-нравственного воспитания одухотворить, очеловечить – подобно тому, как это сделал, согласно античному мифу, Пигмалион с изваянной им Галатеей. Усиление сегодня внимания общества к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения как к насущной проблеме – явление не случайное. Духовно-нравственный кризис на фоне успехов цивилизации с каждым годом заметно обостряется. Усиливается дисгармония в человеческих отношениях. Требуется решительный поворот к этической культуре, утверждающей ценность каждой человеческой личности. Как значится в проекте «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» («Учительская газета», 2009, № 23, 9 июня, с.17-19): «Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к эрозии ряда важных морально-нравственных норм, ценностей и установок, традиционных для России. Через СМИ, кино, рекламу, Интернет насаждаются модели, среди которых главная – обогащение и успех любой ценой».

 Сказалось на дегуманизации подрастающего поколения и современное состояние отечественного образования, которое, согласно последним данным ООН, скатилось в мировом рейтинге на 26 место. В «Законе "Об образовании"» (1992) ставились цели сугубо утилитарного характера. Понятия духовности в нем не было. Духовно-нравственное воспитание включает в себя формирование нравственных эталонов и представлений как ориентиров в отношениях с людьми и миром в целом. Оно предполагает также способность различать и оценивать отношения и поведение людей с позиции непреходящих нравственных ценностей. Само слово «воспитание» было отнесено к устаревшим понятиям, пришедшим из советской эпохи и связанным с насилием над личностью ребенка, с покушением на его свободу. Однако подмена его словами «обучение», «образование», «компетентность» – не увенчалась успехом.

 Путь к свободе без воспитания привел к системному кризису культуры, к росту преступности, падению морали, к деформации семейных отношений, к наркомании и другим явлениям, говорящим о деградации общества. В 90-е годы молодым поколением за образец был взят прагматичный человек западного образца. Выросло поколение нигилистов, отрицающих духовные ценности, потерявших ориентацию в добре и зле, лишенных осознания смысла человеческой жизни, поставивших во главу угла своей жизни потребительские интересы. Стало ясно, что надо немедленно браться за воспитание подрастающего поколения на гуманистических, духовных, нравственных началах.

Стоит вспомнить, что в 2002 году усилиями трех министерств Российской федерации – по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации, образования и культуры была разработана межведомственная федеральная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи» (2003-2007 гг.) Эта программа явилась ответом на возникшие потребности общества. Формирование у подрастающего поколения нравственного фундамента названо в ней важнейшим приоритетом государственной политики в сфере культуры, искусства и образования. Ряд пунктов в этой программе был посвящен деятельности библиотек, на которые возлагалась задача по развитию чтения в стране, а также приобщению детей и молодежи к основам духовности и нравственности через литературные произведения. При всей важности сформулированных в программе целей и задач, сама программа прошла мало замеченной, ибо не была органически включена в школьный образовательный процесс. Не участвовала в ней и семья. Далеки от ее выполнения оказались и дошкольные образовательные учреждения. Духовно-нравственное воспитание растущего поколения не было отражено в те годы и в актуальных задачах детских и школьных библиотек.

 Сегодня ситуация с реализаций воспитания молодого поколения существенно меняется. Убедиться в этом помогли прошедшие в 2007 и в 2009 годах в Москве ХVI и ХVII  Международные Рождественские образовательные чтения. Проводит традиционно эти чтения Московская Патриархия при участии Министерства образования и науки РФ, Российской академии наук, Российской академии образования, Московского университета им. М.В. Ломоносова и других светских учреждений. Ядром того и другого Чтения было духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, рассмотренное сквозь призму ценностей православной культуры.

 Духовно-нравственное воспитание, как говорилось в докладах, имеет отношение не только к настоящему, но и к прошлому и будущему нашей страны. Вопрос поставлен определенно: в той мере, в какой традиционные православные ценности, – основа всей нашей культуры и наших идеалов, – займут место в образовании, зависит существование России. Образование, лишенное этих ценностей, ведет страну к гибели. То состояние, в каком с 90-х годов пребывает страна и, прежде всего, молодое поколение, носит разрушающий для личности характер. Рыночные отношения в стране стали не только основой экономики, они проникли в быт, во взаимоотношения между людьми. Рыночные отношения вошли и в школу. Исчезает существовавшая веками система связи «учитель-ученик», в основе которой учитель был главной фигурой, ведущей за собой ученика. Эта система, традиционно основанная на доверии и почитании, превращается в систему «покупатель-продавец». Ученик покупает знания, учитель их продает. Смысл образования ради совершенствования и развития личности ученика, ради обретения им образа мира и себя в мире, утрачивается и превращается в способ получения диплома. Противостоять обществу потребления, как утверждалось на Рождественских образовательных чтениях, может только духовно-нравственная культура, включающие в себя такие понятия как  добро, милосердие, служение, честное отношение к труду, жертвенность, целомудрие. Обращение к корням национальной культуры – условие спасения нации от хаоса, преступности, наркомании, коррупции и других тяжких пороков современности.

 Ключевыми словами выступлений на Чтениях были «Воспитание», «Образование», «Семья», «Учитель», «Православие». Эти слова произносились не для риторики. Им давалось философское, культурологическое обоснование, ориентированное на глубокое осмысление их взаимосвязи. К этим словам надо было прислушаться и открыть их заново.

 Остановимся на заглавным слове  «воспитание». На Чтениях подчеркивалось: воспитание – не просто привитие навыков и привычек поведенческого характера, как значится в толковом словаре (в этом плане воспитать можно и щенка), а наполнение внутреннего бытия человека, укрепление его сознания в отечественной культуре, основанной на православных ценностях. Воспитание – это, прежде всего, формирование ценностных ориентиров, отношения человека к миру, к себе, к другим. В разговоре о воспитании, в христианском понимании, была опровергнута позиция о так называемом  свободном воспитании, при котором сам ребенок по своему разумению, не ориентируясь ни на какую систему ценностей, вправе выстраивать модель поведения в зависимости от сложившейся жизненной ситуации.

 Традиционное российское воспитание – это идентичность человека духовным, нравственным, историческим корням своего народа. Воспитанный человек – это внутренне целостная  личность, отвергающая ценности, идущие вразрез нравственности и традиционной морали. Важнейшей составляющей процесса воспитания является формирование патриотизма – преданности Отечеству, осознания своей ответственности за его судьбу. Эта преданность строится на изучении истории и культуры своего народа, на знании имен людей, прославивших Россию, на показе примеров служения Родине.

 Среди традиционных ценностей названы: честный труд, помощь ближнему, коллективизм, милосердие, скрепленная любовью семья. Воспитание человека начинается с души, с понятий совести, чести, достоинства, служения, благородства, с осуждения стяжательства, лжи, бесстыдства, лицемерия и других человеческих пороков. В русской культуре не приветствовалась, например, страсть к приобретательству, отмечалось ее разрушительное действие на личность. Человек рассматривался в единстве телесного и духовного, что отличает россиянина от человека западной культуры, отдающего приоритет удовлетворению телесных потребностей. В докладах не раз звучала мысль: благодаря единству телесного и духовного в сознании русского человека, в котором главенствовала духовность, выжил блокадный Ленинград и был Россией спасен мир от фашизма.

В тесной связи с воспитанием рассматривалось на Рождественских образовательных чтениях образование. Соответственно определялась и его цель: духовно развитая личность, носитель культуры нации. Традиционное образование в России сохраняло связь с христианской системой ценностей: не убий, не укради, чти отца своего, не прелюбодействуй и др. Возврат к ней дает надежду на нравственное возрождение России. Выпускник школы должен быть на «ты» не только с информационно-коммуникативными технологиями, но и отличаться творческим подходом к делу, должен оперировать культурными категориями. Новые достижения техники, не уравновешенные системой образования и воспитания, несут в себе риски социализации молодого поколения. Ориентация школы на то, чтобы учащиеся овладели суммой знаний и информационной грамотностью – недостаточна. Почему? При всей ценности они безразличны к вопросам воспитания. Они не нуждается ни в любви, ни в нравственности. Информация и знания не несут ценностного содержания, не облагораживает человека, их можно передавать технологически. Это товар. Переход образования на информационные рельсы привел его к кризису. Выход из положения состоит в сохранении традиционной модели православного образования. Она не исчерпала себя. Вот почему в новом образовательном Стандарте предлагается отдать первенство гуманитарным предметам, формирующим мировоззрение учащихся, их духовно-нравственную культуру. Важно отметить, что в новой редакции п.2 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» формирование духовно-нравственной личности включено в результат образования.

 Выступая с докладом на ХVI Рождественских чтения Президент Российской Академии образования Н.Д.Никандров сказал: «Думая о том, что положить в основу воспитания, нельзя не придти к выводу, что искать эти ценности надо не где-то на стороне, а в истории нашей Родины, в истории тысячелетней православной России».

 Говоря о православии, выступающие на Чтениях подчеркивали, что речь идет не о введении в образовательный процесс предмета религиоведения, или «Закона Божья» и не о возврате к клерикализму. Речь идет о воспитании и образовании духовно-нравственной личности, идентичной национальной культуре, сыгравшей ключевую роль в возникновении и развитии государства Российского. Подчеркивалось, что традиционная культура, основанная на ценностях православия, это не пережиток прошлого и не антинаучный вымысел, а условие выживания нации. Невозможно привить любовь к Родине, не зная ее истории, не зная национальных корней.

 Что касается библиотеки и библиотекаря, книги и чтения, то эти слова на Чтениях не были упущенными. О чтении классической литературы, воплотившей в себя нравственные ценности народа, говорили многие. Доброе слово о библиотекарях сказали ректор Государственного социального университета, академик В.И. Жуков и писатель А. Лиханов. Первый назвал библиотекаря среди других трех главных должностей страны – врача, учителя и священника – от которых зависит благополучие общества. Писатель А. Лиханов рассказал, как библиотека и книга помогали детям выжить в военное лихолетие. Школьным библиотекарям было посвящено событие третьего дня ХVI Рождественских чтений. Состоялось награждение школьных библиотекарей – победителей конкурса «Открывая книгу, открываем мир». Целью конкурса было содействие культурному и духовно-нравственному просвещению педагогической общественности и российской семьи, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников. 12 библиотекарей по трем номинациям «Духовная культура России», «История моей страны, «Кто такие классики?» получили награды и денежные премии. Вручала их Т. Д.Жукова – Президент РШБА и главный редактор журналов «Школьная библиотека», «Семейное чтение», «Читайка», «Крылья» и «Юный краевед». Это было признание их нравственного подвига.

В связи с темой духовно-нравственного воспитания детей как приоритетной задаче сегодняшнего дня особо следует остановиться на двух Парламентских слушаниях. Первое, прошедшее 2 июня 2008 года было названо «О концепции государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в России: правовой аспект». Второе, состоявшееся 1 июня 2009 года было посвящено школьным библиотекам, и называлось «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей». В Рекомендациях первого Парламентского слушания констатировалось: «В настоящее время ситуация в области духовно-нравственного состояния российского общества характеризуется сохранением и углублением негативных тенденций в сфере духовно-нравственного состояния подрастающего поколения, увеличением масштабов социальных и духовно-нравственных деформаций в среде несовершеннолетних, что является одной из наиболее значительных угроз национальной безопасности и будущему России». В этом же документе подчеркивалось, что осуществление функции воспитания детей не являлось до сих пор для системы образования приоритетным направлением. При модернизации системы образования эта жизненно важная функция оказалась упущенной.

 Парламентские слушания предложили целый пакет федеральных законов, направленных на защиту нравственности подрастающего поколения. Созданный проект «Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей и защиты нравственности в РФ»  был предложен для широкого обсуждения. Это принципиально новый для отечественной школы документ, в котором сформулированы: система базовых общенациональных российских ценностей, требования к результату организации и условиям воспитания российских школьников, структуре и содержанию программ воспитания и социализации гражданина России. В Концепции определен современный национальный идеал личности – высоконравственный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. В этой связи целью воспитания является поддержка, развитие и укрепление в человеке гуманности, пробуждение в нем стремления к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию. Надо отметить, что процесс образования трактуется в этом документе не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащихся, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. В этом же документе значится, что базовые духовно-нравственные ценности должны быть реализованы как через учебный процесс,так и через внеурочные воспитательные мероприятия, в деятельности кружков, клубов и других форм дополнительного образования. Участие в этих формах воспитания и самовоспитания должна взять на себя и библиотека с ее книжными и информационными ресурсами и со своей неповторимой методикой. Ведущая роль в этом деле принадлежит школьной библиотеке.

 Разговор о школьной библиотеке как сердце современной школы и центре духовно-нравственного воспитания школьников состоялся на Парламентских слушаниях 1 июня 2009 года. В них приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры, Общественной палаты, органов государственной власти 43 субъектов Российской Федерации и много других участников. Обсуждался вопрос совершенствования работы библиотек общеобразовательных учреждений как важнейшего ресурса формирования человеческого капитала, духовно-нравственного мира детей, развития их интеллектуальных и творческих способностей. Тема Слушаний отражена в их названии « Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей». Выступая на этом форуме, Председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей Государственной думы РФ Е.Б. Мизулина сказала:  «Очень важно осуществить возможность превращения школьной библиотеки не только в информационный центр, но и в центр воспитания. В библиотеке никто не говорит: "Садись, и я буду тебя воспитывать". И ребенок воспринимает беседу с библиотекарем как партнерский диалог со старшим коллегой-профессионалом». В выступлениях отмечалась необходимость сохранить уникальную профессию библиотекаря, способную влиять на умы и сердца людей. Председатель Комитета по культуре Государственной Думы Российской Федерации Г.П. Ивлиев подчеркнул роль искусства в духовно-нравственном воспитании детей: «Только через передачу нашим детям типов поведения, которые заложены в русской литературе, которые заложены в художественных образах в кино, живописи, мы сможем вернуть их к тому, что называется нашим культурным богатством».

В Рекомендациях Парламентских слушаний было внесено в Минобрнауки предложение по разработке квалификационных характеристик новой должности для школьного библиотекаря «библиотекарь-педагог». Участникам Слушаний была предложена «Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года». Кроме функций образовательной и информационной в ней основными названы: культурная – обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для репродуктивной и продуктивной культурной деятельности – и досуговая. В ней особым пунктом выделено создание на базе библиотеки творческой коммуникативной площадки.

 Сам факт проведения специальных Парламентских слушаний о деятельности школьных библиотек – явление неординарное. Это признание социальной роли библиотеки и библиотекарей как высокообразованной части нашего общества, подлинных интеллигентов, способных передать духовное и нравственное богатство от предыдущих поколений к следующим.

 Если соотнести идеи Рождественских образовательных чтений и Парламентских слушаний с содержанием библиотечной работы с детьми, то открывается огромное поле педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. В руках библиотекаря уникальный воспитательный ресурс, каким располагаем только он – универсальные книжные фонды. Если взглянуть на них с позиции традиционных культурных ценностей, то актуальными окажутся и народная педагогика, сосредоточенная в фольклоре: пословицах, поговорках, былинах, сказках; как никогда актуальной становится классическая литература, раскрывающая духовный мир человека и нравственные ценности народа. Более значимыми становятся книги по истории нашей Родины, о ее славных победах, о вкладе России в мировую культуру. На передний план выходят книги о жизни замечательных людей нашей страны: о полководцах и солдатах, спасших Россию на полях сражений, о писателях, музыкантах, художниках, воспевших ее в своих творениях. Особое место в круге чтения детей должны занять книги о природе России, о родном крае.

 Задача библиотекаря сегодня – осмыслить это духовное богатство и донести его до сердца детей. Всколыхнуть ребенка книгой, побудить его к сопереживанию, к творчеству, к осознанию своего предназначения – очень сложная задача, значительно более сложная, чем, ставшая привычной информационная работа и освоение новых технологий. Воспитание детей требует от библиотекаря душевной отдачи, нравственной высоты и большого педагогического мастерства.

 Нельзя отрицать в деле духовно-нравственного воспитания роли этических знаний, нравственных постулатов. Так, книга педагога-гуманиста В.А.Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека» (1990) вся написана в форме этических поучений (нравоучений, заповедей, законов, наставлений), касающихся понятий добра и зла, долга, чести, достоинства, служения и др. Их структура и содержание были определены Сухомлинским в результате длительной работы с детьми в Павлышской школе. Каждое его поучение имеет законченную форму и сопровождается авторскими размышлениями. Наставления, как известно, пронизывали «Жития святых». Этот жанр использовал Л.Н.Толстой. Не избегал его и Д.С.Лихачев. Известны его 10 заповедей, адресованных детям. Однако при всей ценности этических формул они проходят лишь через познавательную сферу личности и не способны регулировать поведение воспитанников. Можно знать и даже заучить нравственные истины, но если они не коснулись сердца, не приобрели личностный смысл, не стали убеждением, они не действуют. Неслучайно говорят: нравственности обучить нельзя. Упование на сознательность в сфере воспитания не решает проблемы.

 Главную роль в духовно-нравственном воспитании может сыграть искусство, и первое среди них – художественная литература в ее лучших образцах, аккумулирующих в себе законы нравственности и воспевших в образной форме ее ценности. «В литературных произведениях, – отмечает автор книги «Художественная классика как средство духовного возрождения» (1996) В.А. Левидов, – заложен страхующий механизм для восстановления подрубленных корней духовности». Он назвал литературу  щитом, который на протяжении веков своими гениями создавало человечество для защиты от всего негативного, им же творимого.

 Но этим щитом надо уметь воспользоваться. Главное из этих умений – эмоциональная реакция читателя, называемая сопереживанием. Если в науке истины даются в готовом виде, то в искусстве они индуктируются в сознании читателя. В своей Нобелевской лекции по этому поводу А.И.Солженицын поставил вопрос: «Кто сумел бы косному упрямому человеческому существу внушить чужие дальние горе и радость, понимание масштабов и заблуждений, никогда не пережитых им самим? Бессильны тут и пропаганда, и принуждение, и научные доказательства». И сам же на этот вопрос ответил: «Но, к счастью, средство такое в мире есть! Это – искусство. Это литература. Доступно им такое чудо: преодолеть особенность человека учиться только на собственном опыте…Искусство переносит целиком груз чужого долгого жизненного опыта со всеми его тяготами, красками, соками, во плоти воссоздает опыт, пережитый другими, – и дает усвоить его как собственный».

 Факты литературы воздействуют на эмоциональную сферу человека, заставляют его переживать. Переживания рождают самостоятельные мысли, закрепляемые в долгосрочной памяти, становясь принадлежностью души человека.