Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Из сочинений Н.А. Рубакина

Использованы тексты из книг:

Письма к читателю о самообразовании// Рубакин Н.А. Избранное. Т.2. – М.: Книга, 1975, с. 21-23, с.31;

Рубакин Н.А. Как заниматься самообразованием. – М.: Сов. Россия, 1962, с. 116-124.

 

О признаках образованного человека

Где есть свет – там не может не быть и распространения света на других. Если есть образованный, мыслящий, понимающий, вдумчивый, общественно настроенный человек, он не может обойтись без общественного служения и, во всяком случае, человек, не способный выражать интересы жизни, не есть действительно образованный человек в самом лучшем, самом высоком смысле этого слова.

Образованный человек – прежде всего слуга жизни. Но не только окружающей жизни, не только своего уголка, своего круга, своей семьи, своей личности. Образованность, понимаемая в лучшем смысле этого слова, исключает узость – узость мысли, знаний, понимания, настроения. Узость духа за деталями, за частностями не видит, забывает целое, многое, разнообразное, великое. <...>

Образованный человек – непременно разносторонний, а значит и  терпимый человек. Он должен быть совершенно чуждым духу нетерпимости и идейной исключительности, и на каждое с ним несогласное мнение он не может не смотреть, прежде всего, как на факт, который нужно узнать и признать как таковой. Факты требуют вдумчивого изучения, обсуждения и разносторонней оценки. Таким образом, первая задача действительно образованного человека – не быть узким, выработать в себе разностороннее знание и понимание жизни и умение оценивать чужие мнения о жизни, имея свои собственные, фактически обоснованные <...>

Следующие признаки определяют образованного человека – не каждый признак в отдельности, а все они в совокупности.

1) Умение вдумываться, оценивать, понимать окружающую действительность, ориентироваться в ней в любой момент и на любом месте, не теряя самостоятельности своего мышления, соблюдая возможное беспристрастие в своей оценке и стремясь проникнуть мыслью не только в форму явлений, и даже не только в формы жизни вообще, а в ее глубины, ее основы.

2) Разносторонние, точные, достоверные знания, на которые должно всегда опираться это уменье вдумываться, оценивать и понимать. Разносторонность знаний <...> необходима потому, что сама жизнь имеет многое множество сторон, тесно между собой связанных, слитых... Достоверность знания необходима для того, чтобы не ошибаться при оценке качественной стороны, а точность их – при оценке количественной стороны тех явлений жизни, с которыми приходится на своем веку встречаться.

3) Активность – уменье действовать, вообще жить <...> Активность заключается не в том, чтобы приспосабливаться к окружающей среде <...>, а чтобы, напротив, в этой самой среде и даже в любой среде прокладывать дорогу для проявления своего ума, чувства, воли, творчества, вообще для работы, для жизни. Активность – это наступательное отношение к жизни, способность реагировать на нее таким способом, чтобы раздвигать ее – подчас непомерно тесные, а то и бессмысленно узкие – рамки, воплощая при всех возможных условиях в самой жизни то, что уже накоплено в душе. Разумеется, рамки жизни становятся шире только под напором активности, и потому активность, в конечном итоге, сводится к умению вести свою линию, не считаясь с препятствиями, обходя их, а то и устраняя путем борьбы. Активность – это и есть жизнь.

4) Отзывчивость, способность не только видеть и понимать окружающую жизнь, но и чувствовать, переживать ее, уменье ставить самого себя в положение тех, с кем сталкиваешься в жизни, принимать в расчет чужие переживания – будь это чужое горе или чужая радость, любовь или ненависть, апатия или гнев. Отзывчивость – это уменье «не делать другим того, чего не желаешь, чтобы тебе делали».

* *  *

Образованный человек – это человек, имеющий собственное миросозерцание, свое мнение о всех сторонах и областях окружающей его жизни. Сама жизнь требует от каждого из нас общего миросозерцания, а значит, и общего образования, лежащего в основе первого.

Общее миросозерцание – цель самообразования. В понятие миросозерцания входят не только знания, не только понимание, но и настроение, т. е. направление симпатий и антипатий, идеалы этические и социальные, а также умение осуществлять их.

 

О целях самообразования

1. Цель образования, как и самообразования, вовсе не заключается в изучении отдельных наук. (Каждая из наук по необходимости одностороння и однобока). Многие говорят: изучу такие-то науки и буду образованным человеком. На это можно ответить: вы никогда не сделаетесь действительно образованным человеком, если изучите, хотя бы и подробно-подробно, как самый заядлый специалист, только отдельные науки.

2. Цель самообразования – в знании и понимании единой, нераздельной жизни – жизни как единого целого, жизни, которая течет и в вас и вокруг вас, унося нас всех вместе с собой. Каждое явление, каждая область жизни имеет множество разных сторон, изучаемых разными отдельными науками. Изучать эти последние отдельно необходимо лишь для того, чтобы возможно скорее сложить их все вместе, ради знания и понимания жизни как единого целого. Таким образом:

3. Изучение отдельных наук – это не более как первая из первых ступеней к этому знанию и пониманию.

Практический же вывод из вышесказанного таков:

4. Принимаясь за работу над самообразованием, гораздо выгоднее, в целях общего развития, а также и практической жизни, вести свою работу по вопросам, а не по наукам, но всякий вопрос, освещая данными всех главнейших или вообще многих наук. Только таким способом можно действительно ориентироваться в той или иной области, «осмотреть ее во всех смыслах» и понять ее возможно ближе к тому, что она из себя действительно представляет.

Выражая все вышесказанное короче, приходим к такому выводу:

Цель самообразования – синтез. Что касается до анализа, то он не более как средство к синтезу.

 

Искусство чтения

О чтении художественной литературы

Понять человека, человеческую личность и в себе и в других, – это и есть самое важное и первое дело в области самообразования.

Чтение художественной литературы – понимание беллетристических произведений расширяет кругозор, учит относиться вдумчиво к явлениям жизни, составлять обо всем свое собственное мнение, при этом испытывать такое наслаждение собственным мышлением, какого не знает и не ведает шаблонный читатель шаблонной беллетристической дребедени.

Нельзя не разделить всех беллетристов на три главные категории.

К первой относятся те из них, которые обязательно должны быть прочитаны каждым мало-мальски образованным человеком, ввиду их первостепенного значения в истории не только русской литературы, но и русской общественной мысли.

Ко второй категории мы относим тех беллетристов, знакомство с которыми, ввиду их литературно-общественного значения, желательно и должно быть рекомендовано, хотя и не столь настойчиво.

К третьей категории мы относим современных писателей очень различных степеней дарования, но тем не менее выражающих литературно-общественные течения жизни, непосредственно окружающие нас, – ее веяния, с которыми не может не знакомиться каждый из нас, потому что эти веяния и составляют нашу злобу дня, и в их-то круговороте мы лично и существуем.

План чтения книг по беллетристике:

1. Читать беллетристические произведения в связи с биографиями их авторов, критикой, историей литературы, историей общественного строя и научно-философской и литературно-общественной мысли.

2. Положить в основу выбора беллетристических произведений не только их непосредственно жизненное, но и историческое значение.

3. С этой целью, прежде всего, наметить себе наиболее выдающихся авторов, как родной литературы, так и иностранной.

4. Далее, из числа произведений каждого такого автора наметить наиболее выдающиеся и характерные – их-то и читать.

5. Чтение вести от авторов наиболее близких к далеким, т. е. от русских к переводным, от новейших к старинным2.

6. После этого читать биографию автора.

7. После прочтения всех намеченных произведений данного автора и его биографии читать по нескольку критических статей о них.

8. Познакомившись с целым рядом выдающихся авторов, с их произведениями и биографиями, читать историю литературы того времени, представителями которого эти авторы являлись.

9. Для дальнейшей оценки самой истории литературы данного периода читать книги по истории общественной жизни этого периода и ее строя.

Таким образом, углубляя и углубляя свое чтение, читатель более или менее незаметно переходит от чтения беллетристических книг к чтению научных книг.

Читатель, стремящийся к самообразованию, должен, прежде всего, познакомиться с произведениями русской литературы, начиная с ее наиболее выдающихся (классических) представителей, затем, всегда не переставая, следить за ходом ее современного развития…

Будем говорить и о форме, и о содержании как о двух сторонах, органически связанных.

Понимать художественность формы и развивать в себе художественное чутье, эстетическое чувство – такова одна из задач беллетристического самообразовательного чтения.

Красота в широком смысле слова должна быть сознательно сделана одним из необходимых элементов жизни, Переживания эстетические должны занять свое определенное место рядом с другими высшими переживаниями души. Всякий человек, стремящийся развернуть все свои силы, должен стремиться не только к тому, чтобы сделать свою жизнь светлой, содержательной, полной, возвышенной, напряженной, но также и к тому, чтобы сделать ее красивой. Для этого же необходимо научиться чувствовать, понимать и ценить красоту. Красоту во всем – в природе, в человеке, в человечестве, в других и в себе самом, в своих переживаниях и действиях, стремлениях и мечтах! и даже в мелочах жизни. Украшение ее, облагораживание ее при помощи красоты, понимаемой в возвышенном смысле слова, должно сделаться одним из элементов жизни каждого из нас. Научиться делать свою жизнь красивой не только с внешней, но главным образом с внутренней стороны, не только «на миру», но и «про себя» – это одна из целей самообразования.

Человек живет и может жить действительно полной жизнью только тогда, когда он вводит в нее и элемент красоты.

Но, говоря о значении этой последней, не следует, впрочем, забывать, что есть красота и Красота. Есть красота без содержания, точнее говоря, с ничтожнейшим содержанием, и Красота с содержанием ценным и важным для жизни. Мы говорим только об этом последнем типе красоты…

Но можно ли научиться тонко чувствовать и оценивать красоту? Люди, совершенно не способные понимать, любить, оценивать и создавать красоту, очень редки и, во всяком случае, исключительны. Развивать чувство красоты в себе до известных пределов, зависящих от различных внутренних и внешних причин, может и должен всякий. Вводить элемент красоты во все свои житейские и иные отношения (а это мы и понимаем под словами «создавать красоту»), по нашему глубокому и искреннему убеждению, не только может, но даже обязан всякий. Речь должна идти лишь о том, как это сделать...

Вот некоторые практические указания, которые, быть может, поспособствуют читателю вырабатывать и развивать в себе эстетические способности.

1. Присматриваясь к жизни и к произведениям изящных искусств, постоянно старайтесь отделять в том, что вы видите, слышите, чувствуете, красивое от некрасивого, изящное от неизящного, грубое от тонкого. Иначе говоря, старайтесь при помощи сосредоточения вашего внимания усиливать ваши эстетические переживания, замечать красивое в формах, в проявлениях, в звуках, красках, движениях и т.д.

2. Старайтесь давать себе отчет в том, что (благодаря каким своим признакам и особенностям) лично вам кажется красивым или некрасивым.

3. Переживайте красивое почаще в ваших воспоминаниях и стремлениях.

4. Делайте все возможное, чтобы творить красивое – т. е. вносите в ваши поступки, ваши делания, жизнь, поведение, работу то, что вы считаете красивым.

5. Почаще присматривайтесь к красивой природе и к произведениям изящных искусств.

6. Спорьте о вкусах. Критикуйте всякого рода моду.

7. Старайтесь оценивать проявления красоты и безобразия не только с эстетической, но и с нравственной, и общественной, и философской точек зрения, т. е. не только со стороны формы, но и со стороны содержания данных проявлений (или воплощений красоты).

8. Не забывайте и о тех, кто лишен возможности наслаждаться красотою. По мере своих сил помогайте эстетическому развитию других людей.

Из всех изящных искусств в деле самообразования имеет особенно важное значение, несомненно, поэзия – так называемая изящная словесность, и ее-то мы и ставим на первом месте. Но ограничить самообразование только ею, безусловно, неразумно и нежизненно...

Мы глубоко жалеем тех людей, которые говорят о себе, не стыдясь своих слов: «Мы музыки не любим… Мы красоты в живописи, или скульптуре, или архитектуре не понимаем…» Да будет стыдно и печально, что не понимаете! Где она есть, эта самая красота, там ее и нужно видеть и понимать. А с этой целью нужно научиться понимать.

 

Библиография:

I. Работы Н.А.Рубакина:

1. Рубакин Н.А. Избранное: В 2-х т. – М.: Книга, 1975.

2. Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию. – М.: Книга, 1977. – 264 с.

3. Рубакин Н.А. “Сквозь долгие годы”: Письма Н.А.Рубакина к В.И.Вернадскому / Публ. А.Г.Чернова // Природа. – 1963. – № 4, с.73-74.

4. Рубакин Н.А. Среди книг: Опыт обзора русских книжных богатств в связи с историей научно-философских и общественных идей. Справочное пособие для самообразования и для систематизации и комплектования общеобразовательных библиотек, а также магазинов. – М.: Наука, 1911– Т.1.Языкознание, литература, искусство, публицистика, этика в связи с их историей. – 1911. – 752 с. Т.2. – 1913. – 928 с., Т.3, ч.1. – 1915.

5. Рубакин Н.А. Что такое библиологическая психология. – Л.: Колос, 1924. – 61 с.

6. Рубакин Н.А. Этюды о русской читающей публике. Факты, цифры и наблюдения Н.А.Рубакина. – СПб., 1895. – 246 с.

7. Рубакин Н.А. Среди тайн и чудес. – М.: Госполитиздат, 1960. – 239 с.

8. Рубакин Н.А. Тайны мироздания. От бесконечно большого до бесконечно малого. – Нью-Йорк, б.г. – 36 с. – (Научно-популярные лекции для самообразования).

 

II. Литература о Н.А.Рубакине:

1. Айзенберг А.Я. Виднейший теоретик и практик самообразования: (К выходу в свет “Избранного” Н.А.Рубакина) // Советская педагогика. – 1976, – № 7, с.141-143.

2. Мавричева К.Г. Н.А.Рубакин (1962-1946). – М.: Книга, 1972. – 176 с. – (Деятели книги).

3. Разгон Л.Э. Под шифром “Рб”. Книга о Н.А.Рубакине (1862-1946). – М.: Знание, 1966. – 127 с.

4. Рубакин А.Н. Рубакин: Лоцман книжного моря. – 2-е изд., доп. – М.: Молодая гвардия, 1979. – 204 с. (Жизнь замечательных людей).

5. Утков В.Г. Уроки Рубакина // Сов. библиография. – 1986, № 1, с.69-76.

6. Фонотов Г.П. Человек, любивший книгу и искавший истину// Мир библиографии. – 2004, № 5-6

7. Хомякова И.Г. “Идеалы демократии – мои идеалы”: (Об участии Н.А.Рубакина в общественно-политической жизни страны) // Сов. библиография. – 1991, № 5, с. 35-49.

 

В справочной литературе:

Рубакин Н.А. // Энциклопедический словарь Брокгауза – Ефрона. – Т.27(п/т 53). – СПб.: 1899, с.196.

Рубакин Николай Александрович // Рос. пед. энциклопедия. – М.: 1999. – Т.2, с .284-285.

 

Подробную библиографию по Н.А. Рубакину, составленную ст. научным сотрудником отд. ГПНТБ СО РАН Павловой И.А. –  см. –    http://www.prometeus.nsc.ru/archives/exhibits/rubakin.ssi

 

Смотрите также статью Бородиной В.А.  «Читательская Вселенная Н.А. Рубакина »

 

Материал подготовлен Уваровой Л.И.