Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

К 130-летию со дня рождения Елены Ивановны Рерих

         

Идеи Педагогики Культуры и научное развитие их в современном образовании

(на основе творчества Е.И. Рерих)

Уварова Лариса Ивановна,

отв.редактор журнала

«Педагогика Культуры»

 

В Учении Живой Этики, во всем творчестве Елены Ивановны Рерих – статьях, книгах, богатейшем эпистолярном наследии – красной нитью проходит мысль об утверждении Культуры как основы развития общества. И сегодня, учитывая насущную потребность в разработке этой темы применительно к современным условиям, перед каждым объективно мыслящим исследователем эти труды предстанут неисчерпаемым источником. Принимая во внимание всю широту такого фундаментального понятия, как Культура, учитывая многотрудные поиски ученых в этом направлении, когда возникает необходимость выделить то главное, что требуется для осмысления этой сложнейшей категории, труды Е.И. Рерих могут оказать неоценимую помощь, поскольку в них достаточно ясно и убедительно выражена суть и значение Культуры для человечества. В процессе такого исследования выявляются как наиболее актуальные аспекты взаимодействия понятий Культура и Образование.

 В своих трудах Е.И. Рерих утверждает: «Культура в основе своей есть Эволюция» [1, с.340]. Это положение помогает понять значение и смысл как самой Культуры, так и всей жизни на земле, и следует признать, что среди многих серьезных вопросов и проблем глобального характера, которые решает сегодня человечество, вопрос Культуры является краеугольным. Отрицая Культуру, заменяя ее технократией, – писала Елена Ивановна, – мы отвергаем эволюцию и нарушаем Космический Закон. Однако, необходимо заметить, что в наши дни, как и прежде, все еще «мало сознаний, которые могут видеть перерождение планеты путем культуры» [2, 390]. Тем не менее, именно в Культуре, в ее осознании и действенном применении следует видеть спасение и выход из сложившихся социальных проблем, – отмечается в трудах Николая Константиновича Рериха и Елены Ивановны Рерих.

 Понимая Культуру как почитание Света, духовного начала, как путь от цивилизованности к образованности и интеллигентности, через развитие утонченности к осознанию «синтеза, которое завершается принятием понятия культуры» [3,с.198], Е.И.Рерих уделяла особое внимание образованию, которое должно строиться на основе осознания культурных ценностей. Она считала, что необходимо в сознание масс и подрастающего поколения закладывать уважение к духовным ценностям, «которыми живо человечество». В этом Е.И.Рерих видела высоковоспитательное значение Знамени Культуры и Пакта Мира [4, с. 600].

 Идеи Культуры и образования, так же как и идеи самосовершенствования, составляют, в целом, основу трудов Рерихов и, учитывая их воспитательное воздействие, педагогическую значимость, являются, по существу, идеями педагогики Культуры. Они сущностно отражены в принципах Гуманной педагогики, развиваемой академиком РАО Ш.А. Амонашвили. Они также созвучны поискам ученых в этом направлении, осуществляемым в педагогической науке. Так, выдающийся ученый С.И. Гессен, определяя основы педагогики, писал: цели образования – культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек. Гессеном было введено научное понятие «Педагогика культуры», трактующее педагогику как аксиологически направленную гуманистическую систему, ведущую начало от И. Канта и рассматривающую воспитательный и образовательный процессы как приобщение человека к культурным ценностям и содержанию культурной жизни родного народа и человечества. Исследователи этого направления отмечают, что Педагогика культуры является важным соединительным звеном между многовековыми традициями европейской и российской философско-педагогической мысли и современными концепциями личностно ориентированного образования [5].

 В развитие идей педагогики Культуры сегодня требуется обратить особое внимание на соотношение понятий «цели» и «ценности» общества, на само понятие Культура.

 Осознание обществом истинных человеческих ценностей имеет решающее значение при понимании и определении культуры, – признают современные ученые. От понимания Культуры зависит направленность социальных действий, сохранение жизненных сил социальных субъектов, политика и идеология. «Понимание культуры становится задачей и обязанностью общества» – справедливо отмечают социологи [6, с. 65].

 Известно, что освоение индивидом ценностей, жизненных установок, присущих данному обществу, происходит в процессе социализации; прежде всего, это осуществляется в системе образования, где процесс обучения неотрывен от процесса воспитания. Здесь решающая роль принадлежит как средней, так и высшей школе, в концепциях которых должно быть уделено значительное место вопросам культуры, культурным ценностям. О  единстве культурного и образовательного пространства как о принципе государственной политики в области образования указано в Российском законодательстве, в законе "Об Образовании" (Гл. I, ст. 2).

 В наше время объективно возникает необходимость выработки системы мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов содержания образования, на освоение культурных ценностей. Безотлагательность действий в этом направлении объясняется и тем, что обществу грозит гибельностью последствий утвердившееся господство «массовой культуры», которая, пользуясь невзыскательностью интеллектуальных и эстетических запросов потребителя, непросвещенностью большинства людей в вопросах культуры, незаметно подменяет истинные ценности культуры на фальшивые. «Сознание современного ребенка школьного возраста… пронизано атмосферой, ценностями, образами современной, по преимуществу, массовой, культуры, – отмечают исследователи. – Поэтому задачей школы оказывается, прежде всего, упорядочение, организация этой спутанной мозаики, этого хаоса впечатлений, представлений, знаний» [7, с.4 ].

 В свое время для утверждения в жизни духовных начал, для претворения и реализации идей Международного договора по охране культурных ценностей (Пакта Мира) в 30-е годы прошлого столетия был провозглашен Всемирный  День Культуры, замысел проведения которого принадлежит Н.К. Рериху: «Во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»; «Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества»; «Не будет ли одною из наших самых прекрасных задач неотложно устремляться по этому направлению?».[8, с.71, 83]

 День Культуры получил свое развитие в наши дни и утвердился как новая традиция единения людей в устремлении к утонченной и возвышенной культуре; он используется как действенный метод приобщения юного поколения к культурным ценностям, осознания необходимости их защиты. Этот праздник проводится в школах Санкт-Петербурга ежегодно 15 апреля (в день подписания Пакта Мира) по инициативе Международной Лиги защиты Культуры и осуществляется при активном участии городской методической службы школьного образования. Десятилетняя практика проведения Дня Культуры выявила его огромные творческие возможности, он получил высокую оценку в системе образования Санкт-Петербурга [9].

 День Культуры как форма, объединяющая творческое участие педагогов, школьников и их родителей, всех людей в деле культурного созидания, обладает многими ценными свойствами, среди которых: доступность этого средства для всех участников процесса; вместимость по содержанию; бесконечное  разнообразие форм; неограниченность по широте охвата;  гибкость применения в меняющейся обстановке и многое, многое другое. Данная форма эстетической деятельности, позволяет включаться непосредственно в ткань социокультурной реальности. Через форму Праздника сама жизнь, эстетически преображенная, выступает в свою очередь, мощным импульсом для развития художественного творчества.

 Так, идеи Педагогики Культуры, заложенные в трудах Рерихов, успешно претворяются в жизнь через творчество педагогов, учащихся и общественности. Об этом можно судить по результатам исследований, опубликованных в научных изданиях Дома Ученых РАН [10] и международных конференций, а также по материалам журналов «Культура и время», «Педагогика Культуры» и специальных сайтов Интернета (www.culturaspb.ruwww.pedagogika-cultura.ru).
Важно отметить, что данная форма организации праздника Культуры, – при возвышенном к ней подходе и почитании духовного ее начала, – позволяет решать многие воспитательные задачи и в первую очередь – нравственного содержания, способствуя актуализации духовных качеств всех его участников и при этом обозначая конкретные цели развития общества. «Человек будущего – человек нравственный» – под таким девизом предложено провести День Культуры в 2010 году. Утверждать этот Образ Человека будущего чрезвычайно важно в современном образовании.

 В творчестве Елены Ивановны Рерих, – в текстах Живой Этики и в ее работах, посвященных воспитанию и самосовершенствованию, – каждый, кто интересуется вопросами педагогики, без труда найдет черты Человека будущего.

 Об образе более совершенного человека писал также художник и мыслитель Святослав Николаевич Рерих, поднимая вопрос о самом важном: «В конце концов, к чему мы стремимся?» – и давал вполне определенный ответ: «К более совершенному человеку. Который имел бы все положительные качества, для всех очевидные». Перед нами стоит задача развития более совершенного человечества, создания более совершенной жизни, – отмечал он во многих своих выступлениях и письменных работах. – Образ этого более совершенного человека указывают нам все философии мира, в эпосе каждого народа мы можем найти такие примеры. «Мы все, живые существа, подчиняемся закону эволюции. Эволюция – это стремление к совершенству. Если мы мыслим эволюционно, значит, эмоционально стремимся к чему-то более возвышенному. Важны внутреннее усилие мысли, сила мысли, сила устремления… Когда человек стремится к лучшему, он возвышается» [11, с. 91].
Прекрасный ориентир в этом направлении дается в работе Елены Ивановны Рерих «Космическая эволюция и ее цель (назначение)»[12], где отмечено, что духовное, нравственное совершенствование человека и общества есть цель эволюции. Принимая во внимание, что Культура и Эволюция – понятия одного уровня, как это было отмечено выше, выводы, содержащиеся в указанной статье, имеют основополагающее значение для развития идей педагогики Культуры. Некоторые из положений этой статьи приводятся ниже.

«Космический процесс этичен в самом глубоком смысле», – приводя данное высказывание одного из выдающихся ученых-эволюционистов, Е.И. Рерих далее подчеркивает: «Моральные принципы имеют свои корни в глубочайших основах Вселенной… Лишите Вселенную ее этического смысла, и ничего не останется, кроме призрака и вымысла фальшивой метафизики…Конечная цель этического процесса есть усовершенствование человеческого характера». Процесс эволюционирования заключается в совершенстве моральном, нравственном, – говорится в статье. Относительно этапов этого развития, мысль автора сводится к следующему.

 Когда мы признаем только свои права и боремся за них, мы находимся лишь у подножия восхождения, соответствуя животному плану развития. Само же восхождение к вершинам духовного развития начинается с такого образа жизни, когда мы признаем не только свои права, но и права окружающих, и это есть начало моральной жизни. В то время, когда мы становимся способными признать не только права и интересы других людей, но и стараемся им помочь – мы, достигая человеческого плана, приобретаем качества человечности. Когда же мы, признавая права и интересы других людей и стараясь им помочь, приобретаем способность любить других, так же, как мы любим самих себя, тогда «мы, истинно, становимся нравственными», – мы освобождаемся от оков самости-эгоизма и достигаем в своем развитии духовности. Только человек способен к проявлению высшей любви, самоотвержению и самообладанию, – говорится в этой статье.

 Учитывая также роль психической энергии, – чему в Учении Живой Этики придается первостепенное значение, – процесс эволюционирования, описанный в данной работе Елены Ивановны Рерих, можно выразить следующим образом (рис.1).

 

 

 Выводы, содержащиеся в данной статье Е.И. Рерих, на наш взгляд, чрезвычайно важны для постановки целей образования и воспитания, целей развития общества.

 В Учении Живой Этики даются ясные ответы на многие вопросы воспитательного характера. Для чего живет человек? – Чтобы познавать и совершенствоваться, чтобы стремиться за пределы известного наверх и помочь друг другу. Если бы эта истина была усвоена каждым человеком еще в юном возрасте, можно не сомневаться – иные бы подрастали поколения. И перед обществом сейчас не стояли бы так остро проблемы преступности, наркомании и иного отклоняющегося поведения, поскольку человек, знающий о цели и смысле существования, имеет в жизни ясные ориентиры, и от этого света он уже не свернет во тьму.

 Когда темы совершенствования личности, темы Культуры станут естественными в образовательном процессе (можно в каждом научно-предметном цикле уделить им время, понимая их важность), – они станут частью профилактической деятельности в большой работе по оздоровлению общества, и это может решить многие психологические проблемы. Без темы духовного, нравственного здоровья нет будущего.

 Актуальность развития идей педагогики Культуры объясняется также многими объективными причинами. Так, в наше время немало обсуждается проблем, связанных с духовной деградацией общества – войны, насилие, терроризм, религиозная и этническая нетерпимость. Пути решения этих и других проблем, а также всевозможных разногласий и споров ищут в юридической и экономической областях, умножая и без того бесчисленное количество правовых документов, безуспешно пытаясь прописать все случаи жизни в законодательных актах и нормативах и при этом тщетно надеясь на их исполнение. О самом же реальном, важном и неотложном обычно не говорится, и главная причина всех конфликтов – этико-психологическая, а точнее, мировоззренческая – остается без внимания. Ученые пытаются искать ответы и в психологии, но безуспешно, поскольку в поиске решений по оздоровлению общества не выходят за пределы житейских проблем, бытового взгляда на жизнь. И перекраиваются старые методики, в основе которых давно отжившие представления о жизни – предрассудки.

 Знание и нравственность, духовность и красота – те вершины, к которым не только достойно стремиться, но это определено и самими законами мироздания. Зерна этой истины важно посеять в том возрасте, когда формируется фундамент личности – мировоззрение человека, когда идет поиск нравственных ориентиров, смысла жизни и своего места в ней, осознание своего «я». Подростки и молодые люди, не получая ответа от взрослых, которые и сами, в большинстве случаев, не имеют таких ориентиров, остаются с мировоззренческими и нравственными проблемами один на один. И это становится у многих из них причиной девиантного либо ошибочного поведения – агрессивности или подчеркнутой автономии, уныния и апатии.

 Между тем, утверждающийся Новый век приносит новое мировоззрение и новое решение проблем. Решение заложено в самой основе человека, в основе его внутреннего мира, в развитии его сознания и в осознании тех преимуществ, которые дает идея Общего блага, ведущая к необходимости работы каждого по самосовершенствованию, к преобразованию собственной духовно-нравственной сферы.

 Помочь молодому поколению осознать культурные ценности, духовную сущность вещей и явлений в жизни, уберечь от увлечения внешней, бессодержательной красотой и ложными истинами – в этом состоит сложная и вместе с этим прекрасная задача каждого педагога и преподавателя, каждого воспитателя и родителей. В этом состоит задача педагогики Культуры. Стремясь к самосовершенствованию, к культуре и поддерживая эту направленность в других, педагог помогает людям устремиться в будущее и каждый новый день приветствовать как дающий новые возможности. При таком отношении к жизни не будет места унынию, и в свое будущее человек может смотреть легко, приветствуя его и не опасаясь, как это наблюдается в большинстве случаев.

Понимание задач Нового, нарождающегося мира очень важно в претворении идей педагогики Культуры. В новый, грядущий мир со старыми знаниями не войти – нужны новые, более полные сведения о современном мире, а также переосмысление самих основ бытия. Устремляясь в будущее, обществу необходимо осознать, что к преобразованию жизни человечество может придти лишь через новое миропонимание, через осмысление того, что мир находится на пороге качественного изменения. Новое мировоззрение, которое созревает в обществе, утверждается как принцип Культуры, принцип рассмотрения всего происходящего на Земле в тесном единстве с космическими процессами.

Новая эпоха принесет, как это утверждается в трудах Е.И.Рерих, великое сотрудничество во всей жизни, которое утвердится на основе истинного знания и терпимости, сослужения Общему благу. Будущий, Новый мир создаст условия для развития мысли, пробудит сознание и вернет миру предназначенный облик Красоты. Обновление будет заключаться также в осознании человеческого достоинства, в суровом понимании долга и ответственности каждого перед человечеством и всем Космосом. Но все это возможно лишь на основе единения и взаимоуважения среди людей и, в первую очередь, наиболее просвещенных умов и сердец, которые во многом помогут утвердить этот Новый мир. Этому также будет способствовать и развитие идей педагогики Культуры.

 «Прежде всего, нужно озаботиться о новых школах, в которых с детских лет закладывались бы основы понимания назначения человека, его места и роли в мире, его космической зависимости… Для таких школ нужны и соответствующие учителя», – писала Е.И. Рерих [13, с.291], придавая, в целом, в деле просветительства большое значение интеллигенции. Если известно, что человек улучшается, устремляясь к прекрасному, – на что обращали внимание еще мыслители древности, – то воспитание вкуса, развитие чувства прекрасного принадлежит, прежде всего, интеллигенции; это является ее обязанностью, и именно ей следует, наконец, возвысить голос против разрушительных тенденций в культуре.

 Путь к Культуре лежит через сердце, и в процессе образования и самовоспитания, человек поднимается к вершинам Культуры через осознание синтеза и утончение. Опираясь на лучшие достижения прошлого, бережно и с любовью сообща охраняемые, устремить сознание к будущему – к человеку нравственному. В этом заключаются задачи педагогики Культуры, частью которой является движение по защите и осознанию культурных, духовных ценностей.

 Дети, вовлеченные в этот процесс, активно участвуют в конкурсах творческих работ, создают прекрасные, полноценные художественные произведения, наполненные духовным смыслом и содержанием. Комитетом по образованию правительства Санкт-Петербурга выпущен сборник таких работ под названием «Чудо творческого огня». О сердечности, нравственности, об этике слов и поступков, и особенно – мыслей, пишут школьники сочинения на живом языке доверительного общения, далеком от стандартных формулировок. «Делать добро спеши, человек!» – таким стихотворением делает школьник свой личный вклад ко Дню Культуры, и можно быть уверенным в его будущих светлых начинаниях.

 Движение по осознанию и защите культурных ценностей в школьном образовании возникло как живой отклик на зов о Культуре – почитании творческого огня, который и есть жизнь. И именно жизнь подтверждает справедливое высказывание Е.И.Рерих: «Жизнь наполнена чудесами, если подходить ко всему с открытым сердцем, с устремлением к красоте и самоусовершенствованию» [14,с.28].

 В этом выражается суть педагогики Культуры.

________________________________

1. Рерих Е.И. Письма. Том 7. М.: МЦР, 2007.

2. Учение Живой Этики. Иерархия.

3. Рерих Е.И. Письма. Том 1. М.: МЦР, 1999.

4. Рерих Е.И. Письма. Том 3. М.: МЦР, 2001.

5. Жулина Н.В. Проблемы теории и методики начального образования в педагогическом наследии С.И. Гессена. – Автореф. дисс… канд. пед. наук : Н. Новгород, 2004; Седова Е.Е. Аксиологические основы «педагогики культуры» С. И. Гессена // Седова Е. Е. Философско-педагогическая концепция С.И.Гессена: Монография. – Эл.ресурс:  http://bim-bad.ru/;   http://analiculturolog.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=183

6. Попов Е.А. Культурология и современная социология // СОЦИС. 2006. № 12.

7. Валицкая А.П. Урок – событие в культуротворческой школе //  Валицкая А.П., Антонова О.А., Жигалко Е.А. Урок как событие культуры. Сценарии: учебно-методич. пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.

8. Знамя Мира.– М.: МЦР, 1995.

9. См. материалы сайта «День единения в Культуре», раздел  http://www.culturaspb.ru/Itogi_2009.html

10. Уварова Л.И. День Культуры в школах Санкт-Петербурга: Методологические аспекты организации// Проблемы теории и истории культуры: Научн. доклады и сообщения секции теории культуры Дома ученых имени М.Горького Российской Академии Наук. Ежегодник. Вып. 1. – СПб.: Дом ученых РАН, 2008. – С.50-58.

11. Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993.

12. Рерих Е.И. Космическая эволюция и ее цель (назначение) // Новая Эпоха. 1999. № 1/20. С.57-63.

13. Рерих Е.И. Письма. Том 4. М.: МЦР, 2002.

14. Рерих Е.И. Письма. Том 2. М.: МЦР, 2000.