Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

 

Дорохина Любовь Ильинична,

Почетный работник общего образования РФ,

педагог МБОУ «Гимназии № 44», г. Иркутск.

Героизм как основа эволюции человека

(Пятые Байкальские педагогические чтения)

«Человечество должно беречь своих героев.

Также оно должно беречь и память о них, ибо в ней уже будет здоровое,

созидательное вдохновение. Жизнь уныла без героя. Тем ценнее,

если такие герои не только имеются на страницах преданий,

переходя в божественные мифы, но они оказываются

посланными и в наше время».

Н.К. Рерих «Душа народов».

В красивейшем месте на берегу Байкала родилась сказка, которую придумали и воплотили в жизнь не волшебники, а простые учителя. Хотя, если задуматься, именно учителя являются в нашей жизни волшебниками, превращающими нас – «гадких утят», в прекрасных лебедей.

С 22 по 24 июля 2016 г. в Культурно-выставочном центре на Байкале, в посёлке Старая Ангасолка, что на 149 км. Кругобайкальской железной дороги, прошли Пятые педагогические чтения «Героизм как основа эволюции человека». Их инициаторами и организаторами явились: Иркутская региональная общественная организация Рериховское культурное творческое объединение и Иркутское региональное отделение Международной Лиги Защиты Культуры.

Участники конференции собрались из разных уголков нашей Родины: из г. Улан-Удэ, г. Ангарска, пос. Холмогой Заларинского района Иркутской области, пос. Большая речка Иркутского района Иркутской области, городов: Усть-Илимска, Шелехова, Иркутска и Санкт-Петербурга. Всего в конференции приняло участие 40 человек.

С приветственным словом к конференции обратился, заместитель председателя Иркутского регионального отделения Международной Лиги Защиты Культуры, кандидат физико-математических наук Лазарь Маркович Бакунин. Он подчеркнул, что Герои всегда были, есть и будут на Земле, что именно они меняют ход истории, действуя в русле космической эволюции.

Тема чтений оказалась своевременной и очень животрепещущей. Кто такие герои? Каковы их отличительные черты? Каково их влияние на историю страны и эволюцию человечества? Как воспитывать Героев? Нужны ли герои обществу? И многие другие вопросы обсуждали педагоги. Они делились своим опытом, своими мыслями, своими профессиональными секретами.

Татьяна Николаевна Кочеткова, учитель истории школы № 323 Санкт-Петербурга, поделилась опытом работы в клубе «Патриот» и показала фильм, специально созданный учащимися и родителями школы к конференции на Байкале, «Воспитание нового поколения детей на примере семьи Рерихов» (по материалам Санкт-Петербургского музея истории школы К.И. Мая).

            

Учитель математики Холмогойской СОШ Л.Г. Шипицына рассказала о волонтёрской деятельности клуба «Добрые ласточки», а И.Л. Еремеева и С.К. Огородникова поделились опытом патриотического воспитания через внеурочную деятельность.

О своём опыте воспитания патриотизма на уроках математики и информатики рассказала Л.А. Зарудская – учитель Большереченской СОШ. Её коллега, учитель истории и обществознания А.В. Грейзе, приоткрыл завесу над жизнью и деятельностью незаслуженно забытого потомками неординарного человека с кипучей энергией, страстного патриота России Дмитрия Иринарховича Завалишина.

Преподаватель Русско-Азиатского экономико-правового колледжа г. Иркутска Л.В. Бочарова поделилась опытом формирования героических чувств обучающихся на уроках истории, литературы и во внеклассной работе.

Преподаватели ангарской школы № 9 О.О. Русанова, М.Я. Максимова во главе с директором Е.В. Филатовой ознакомили присутствующих с опытом приобщения детей к культурному наследию как способу воспитания в них патриотизма.

На педагогических чтениях присутствовал большой коллектив воспитателей детских садов. Н.В. Романова, Т.В. Кузьмина, И.М. Спиридонова и О.И. Дмитриева – воспитатели детского сада № 123 г. Иркутска, поделились прекрасными разработками уроков патриотического воспитания для малышей, своими мыслями о героях и антигероях нашего времени.

Воспитатели детского сада комбинированного вида № 7 «Брусничка» г. Шелехова Н.Б. Стерлюгина и О.А. Ковальчук рассказали о том, как они закладывают зёрна духовности, героизма и патриотизма в души своих маленьких воспитанников.

            

 Воспитатель детского сада № 112 «Сибирячок» из г. Улан-Удэ Светлана Михайловна Печёрина и её дочь С.А. Якимова, музыкальный руководитель детского сада № 32 г. Усть-Илимска, поделились секретом работы с родителями по воспитанию чувства патриотизма через взаимодействие с семьями детей.

Н.Л. Хамаганова, концертный директор культурно-патриотического центра «Серебряный ключ» г. Иркутска, представила на суд зрителей историко-патриотический фильм-концерт Г.А. Вергизова «Привет, Россия».

Организаторы педагогических чтений познакомили слушателей с историей Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха, 90-летие Российского участка которой отмечается в этом году. Они подчеркнули эволюционное значение этой экспедиции, равной которой по протяжённости, преодолению труднодоступных мест планеты и драматизму не было в истории Земли. Особо отметили героизм и мужество членов семьи Рерихов, постоянно рисковавших жизнью.

В выступлениях участников конференции раскрывался смысл героизма, роль Героев в эволюции человечества, их главные отличительные качества с точки зрения философии космической реальности.

Для участников чтений была проведена экскурсия по музею. Они присутствовали на открытии персональной выставки картин иркутского художника Карла Ефимовича Шулунова «Родное Прибайкалье» и на открытии выставки «Дети Нового Сознания». Их познакомили с историей строительства Кругобайкальской железной дороги.

Несмотря на очень насыщенный график работы, нашлось время для живого общения возле костра, для песен, стихов и танцев.

По окончании пятых педагогических чтений на Байкале все участники получили сертификаты, между ними завязались дружеские, творческие взаимоотношения. Обмен опытом и полученные новые знания, явились мощным импульсом для дальнейшего духовного и профессионального роста. А их педагогические наработки войдут в сборник, который будет издан по результатам проведённой конференции.

Педагогические чтения закончились, но работа над собой не кончается никогда – это кредо каждого настоящего учителя. Пожелаем же им стать учителями Света, ибо в мир приходят дети Света, которым нужны именно такие учителя!