Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

 День, который многому учит

Из опыта проведения Дня Культуры

Уварова Лариса Ивановна,

ведущий специалист Санкт-Петербургской Академии

постдипломного педагогического образования,

отв. редактор журнала «Педагогика Культуры»

 

– В течение нескольких лет подряд вы организуете школьный День Культуры. Каждый, кто с этим сталкивался, знает, как это непросто – организовать такой праздник. Скажите, наверное, вам это дает нечто важное, если вы не останавливаетесь перед трудностями?

– Да. Этот день многому учит. Например – азам сотрудничества. А главное – мы стали гораздо больше понимать, что такое Культура и чтó для нас она значит.

(Из интервью с организаторами ежегодного школьного Дня Культуры)

 

О том, какие огромные возможности открывает День Культуры, – если подходить к нему творчески, не формально, – еще предстоит узнать и убедиться на практике организаторам этого праздника в самых разных уголках и регионах нашей планеты.

«Много серьезных вопросов, но среди них вопрос культуры будет  краеугольным», – подчеркивал в своих трудах Н.К.Рерих[1], настаивая на неотложности задачи установлении новой традиции «возвышенной и утонченной Культуры», что особенно нужно в трудные времена.

Называя Культуру самым значительным понятием мира, он разъяснял, что День Культуры позволяет не только напоминать о прошлом, что соединено с Культурой, но направлять ум к будущему. Светлой вестью зажечь молодые сердца, позвать к творчеству, деловому сотрудничеству, объединив взрослых и юное поколение в мыслях о священном, прекрасном и познавательном, в делах на пользу общую. «Только подумайте, с какими малыми средствами человечество, в единении, может создать традицию высокого значения для молодых поколений!» – призывал Рерих[2]. Жизнь в дальнейшем показала мудрость предвидения великого гуманиста, указавшего на этот простой и универсальный способ просветительства.

В наши дни, благодаря установлению этой традиции – ежегодного празднования Дня Культуры, который проводится уже многие годы в школах Санкт-Петербурга 15 апреля, в день подписания Пакта Рериха, появилась возможность широко и успешно осуществлять на практике важнейшие просветительские задачи – усвоение и закрепление в сознании юного поколения понятия культурных ценностей, осознания и понимания того, что именно этими ценностями живо человечество.

День Культуры в системе образования играет неоценимую роль, наиболее четко выявляя сами цели образования, помогая их глубже осознать. Цели образования, –  как отмечал в своих трудах выдающийся ученый, философ и педагог С.И. Гессен, – культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек[3]. Эти цели в качестве задач образования находят свое отражение в законодательных актах Российской Федерации, в частности, в Законе об Образовании.

Культурные ценности, как известно, находят свое воплощение в предметах  (художественного, исторического или научного значения), а также в идеях, нормах, убеждениях; это  теории, цели, идеалы, традиции, это волевые и другие качества личности, отражающие ее гуманистическую направленность, иначе говоря,  человечность. Но в первую очередь, это лежащие в основе Культуры гуманистические идеи, среди которых идеи космизма, нового космического мышления, должны стать доступными для понимания и осмысления подрастающим поколением как самые передовые и необходимые.

Практика организации и проведения Дня Культуры в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга подтвердила реальность осуществления столь непростой задачи. Как показывают исследования, это стало возможным благодаря большой просветительской работе и некоторым моментам, о чём речь пойдет ниже.

Известно, что методологические положения, содержащиеся в Учении Живой Этики, дают возможность понять новое и ведут к расширению сознания, что приводит к новым научным парадигмам. Культура, в новой парадигме, предстает в общекосмическом эволюционном процессе как устой космической эволюции. Речь идет о природе культуры как космического явления, где этические моменты составляют основу связи человека с Высшим, Космосом. В поле космического мышления Культура играет ведущую роль в космической эволюции человечества[4].

Такой подход позволяет совершенно по-особому взглянуть на организацию Дня Культуры, внося возвышенно-творческое отношение к любому событию – будь то подготовительные, просветительские, мероприятия или проведение самого праздника, который выступает как кульминация всех событий, выявляя синтез Знания и Красоты, свет духовных начал. Претворение этих начал в самой жизни, единение всех людей планеты вокруг этих понятий, объединение сознаний всего мира на понимании культурных ценностей есть главная цель Знамени Мира[5]. Под этим Знаком, который даст новую ступень человечеству, объединятся Красота, Знание, Искусство и все народы[6].

Исследование материалов по проведению Дня Культуры в городе на Неве, результатов конкурсов, объявляемых ежегодно к этому школьному празднику в системе образования Санкт-Петербурга, убедительно показывает, что таким путем можно участвовать в решении самых серьезных социальных проблем, которые стоят сегодня перед нашим обществом и, в частности, перед образованием. Методически грамотное проведение Дня Культуры способствует решению воспитательных задач. Эти выводы авторитетно закреплены в научных рецензиях ученых Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования и Российского педагогического университета им. Герцена на ежегодно издаваемые методические материалы и сборники творческих работ школьников по темам Дня Культуры. Содержание этих сборников, а также тексты пособий для педагогов и организаторов представлены в Интернете на сайте «День Культуры»  для широкого ознакомления и использования.

О многих самых разнообразных аспектах Культуры, важных для самосовершенствования, поднимаются вопросы в материалах этих пособий: о нравственных ориентирах человека и значении сердца, о взаимосвязи чувства и мысли, о культуре мышления и культуре чувств, о  качествах сотрудничества – доброжелательности, искренности, простоте как основах взаимоотношений людей; о значении книги в образовании и качестве чтения, о красоте и Прекрасном, о духовной нищете «массовой культуры», о любви к Родине, Природе, о Космосе и о Новом Мире, о миссии Женщины в духовном преобразовании общества. Эти и другие вопросы предлагаются для обсуждения в период подготовки ко Дню Культуры, выносятся на конкурс творческих работ, и сам Праздник, таким образом, становится кульминацией, главным торжественным событием, которому предшествует немалая предварительная подготовка.

Известно, что люди, преображая жизнь, и сами преображаются. Воспитание хорошего вкуса, чувства меры и любви к прекрасному – в этом заключается самый насущный принцип жизни. В этом – символ утонченного, расширенного сознания, принцип сохранения и умножения духовной культуры, которая неотделима от культуры материальной. И в связи с этим, сегодня каждый истинно интеллигентный человек остро ощущает свою задачу. Поэт, написавший об интеллигенции: «Не масса индифферентная, а совесть страны и честь», – этим сказал всё. Неравнодушие к проблемам общества – главная, нравственная черта, присущая интеллигенции.

Дело Знамени Мира, Культуры должно всемерно разрастаться. «Многие из вновь заговоривших о Культуре без импульса деятельности нашей и не заговорили бы о великом начале, не нашли бы времени помыслить о нем, заваленные массою обиходных дел и житейских соображений. Пусть даже ненадолго некоторые из них обратят мысли свои к Культуре, но всё же, хотя бы временно, они помыслят о ней и тем приобщатся к сообществу строителей жизни»[7]. Так писал Николай Константинович Рерих в период подготовки международного договора о защите Культуры, который он сердечно называл: «Наш Пакт Мира». И в памятный, исторический день его подписания 15 апреля 1935 года в статье «Знамя» он отметил: «Сегодняшний день 15-го апреля… будет сближать друзей… Во многих странах, хотя бы один сегодняшний день уже научит многому».

 

Примечание: см. также –  Уварова Л.И. День Культуры в школах Санкт-Петербурга: Методологические аспекты организации

________________________________

[1] Рерих Н.К. Адамант // Н.К. Рерих. О Вечном… – М.: Политиздат, 1991. – С.102

[2] Знамя Мира. – М.: МЦР, 1996. – С. 186.

[3] Гессен С.И. Основы педагогики : Введение в прикладную философию. – М.: Школа-пресс, 1995. – С.36.

[4] Соколов В.Г. Живая Этика и новая парадигма культуры // Культура и время. – 2008. – №1. – С. 4-17.  http://www.pedagogika-cultura.narod.ru/private/Articles/N_7/Sokolov.htm

[5] Рерих Е.И. Письма.В 9 т. Том 1. Письмо 29.07.1931. – 2-е изд., испр. и доп.– М.: МЦР ; Благотв. Фонд им. Е.И.Рерих; Мастер-Банк, 2011. – С. 276

[6] Учение Живой Этики. Иерархия. п.377.

[7] Рерих Н.К. Обращение к членам международного Союза Пакта Рериха в Брюгге //  Знамя Мира. – М.: МЦР, 1996.