Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Содержание журнала № 19 (2013)
Культурологические основы нового космического мышления

Миргородский В.Н. «Слово о русском Космизме»

Учение о связи человечества с Космосом прослеживается во многих дошедших до нас религиях и философских системах. Во все времена были мыслители, которые указывали на неразрывную связь между земным и космическим. Однако лишь с последней четверти XIX века, преимущественно в России, появляется целый ряд философов, ученых и деятелей искусства, поставивших своей целью дать именно учение о космическом назначении человека; в философских теориях, в живописных полотнах, в музыкальных формах вскрыть взаимосвязь человека и Космоса. Это явление получило наименование «космизм».

Полный текст

Соколова Б. Ю. «Космизм поэзии Ф.И. Тютчева и философия Живой Этики: созвучные мотивы»

Одним из первых на космичность поэзии Тютчева обратил внимание русский философ Семен Людвигович Франк, работа которого так и называется «Космическое чувство в поэзии Тютчева». Франк отмечал, что главная черта, определяющая содержание тютчевской поэзии, состоит в том, что она носит космический характер. Может быть, поэтому в его стихотворениях мы находим много созвучий с положениями Живой Этики.

Полный текст

Семикина Л.А. «Космизм К.Н. Вентцеля»

Основоположник космической педагогики К.Н. Вентцель считал важной жизненной проблемой постановку вопроса о космическом воспитании и разработку путей его теоретического и практического разрешения. Объединить их вместе и в то же время дать возможность прогрессивного развития каждому человеку сможет только новая культура, которую необходимо строить на космической основе.

Полный текст

Проблемы образования: формирование духовности и культуры

Святохина Г. Б. «Философские аспекты развития современного образования»

В статье рассматриваются философские аспекты развития современного образования, актуальные с точки зрения формирования гармонично развитого человека и специалиста. В этом контексте осмысляются важные моменты целостного мировоззренческого подхода русской философии космического мышления в сравнении с европейской отвлеченной традицией.

Полный текст

Идеи Педагогики Культуры

Щетинин М.П. «Мы работаем над человеком»

Отрывок из книги «Объять необъятное: Записки педагога»

Мы часто говорим: «развитие ребенка, развитие человека». Но что значит «развивать человека»!? Это значит развивать все, что включает в себя понятие «человек».

Полный текст

Ашиков В.И. «Педагогика культурного синтеза. Школа Человека»

Какой должна быть школа сегодня и завтра? Какой должна быть школа всегда? У нас ответ один: школой Человека! Что может быть важнее создания Человека?! Ведь человек вершит жизнь на Земле, ему дано это право – право свободы воли! И от того, как человек мыслит, чувствует, от его мировоззрения, культуры, сознания, от того, во что он верит, каковы его высшие ценности, ориентиры и приоритеты зависит то, что и как он вершит.

Полный текст

Педагогические технологии

Дегтярёв Е.В. «Философско-мировоззренческие аспекты педагогической системы А. С. Макаренко»

В этом (2013) году исполняется 125 лет со дня рождения, а в следующем (2014) – 75 лет со дня смерти выдающегося отечественного педагога А.С. Макаренко. Однако, на наш взгляд, до сих пор его педагогическое и философско-мировоззренческое наследие не получило объективной, т.е. непредвзятой оценки.

Полный текст

Профессия - учитель

Кущёва Т.А., Топоров И.Г., Югина С.Г., «Школа без искусств – неживая школа»

А.М. Топоров почти сто лет тому назад блестяще воплотил на практике отечественную культурно-педагогическую традицию с ее приоритетом воспитания перед обучением. Его философско-педагогические воззрения при этом значительно отличались от официальной доктрины формирования личности. Тем самым, он во многом предвосхитил образ «идеальной школы», нарисованный В.А. Сухомлинским в виде «Школы радости».

Полный текст

Роботова А.С. «Познавательная и эстетическая ценность научно-педагогического текста»

Педагог, создающий научные произведения, должен постоянно чувствовать и свою научную ответственность, и ответственность языковую, осуществляя словесный выбор для точной и выразительной передачи научного смысла представляемого текста.

В условиях агрессивного насаждения не лучших образцов массовой культуры, стандартизирующей сознание учеников, студентов, магистрантов, важно стремиться к любой возможности усилить культурный потенциал образования. В том числе и посредством научно-педагогических и учебных текстов, с которыми работают наши ученики и на которые они ориентируются в написании собственных самостоятельных работ.

Полный текст

Музыкальное воспитание

Казанцева Л.П. «Образно-смысловые свойства музыкальной интонации»

Музыкальная интонация обладает множеством возможностей для обозначения отдельных штрихов музыкального образа. Ее свойства позволяют создать впечатление о Человеке, передать своеобразие Мира и вплотную приблизить к специфике Музыки как вида искусства.

Полный текст

Выдающиеся соотечественники

Попова Т.И. «Свет во тьме сияет» (270 лет со дня рождения Г.Р. Державина)

Державин Г.Р. был яркой личностью XVIII века и культурным героем одновременно, обладал сознанием, в котором гармонично сочетались логика мышления, сердце поэта, глубокая нравственность. Если Екатерина Великая создавала новые формы России, то Державин стремился наполнить их духовным содержанием.

Полный текст

Движение Культуры: Портреты современниц

«По зову сердца» (Очерк о Е.И. Ануфриевой)

Елена Ильинична Ануфриева разделяет и своими действиями поддерживает идею о том, что нет ничего важнее сейчас , чем осознание и понимание Культуры в ее эволюционном, космическом значении.

Полный текст

Форумы, конференции, встречи

«Осознание взаимосвязи природного и культурного наследия – ключ к развитию России»

II-я Международная научно-практическая конференция «Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие»

Полный текст

Поэзия

«Вновь льется в мир любовь поэта». Творчество Елены Романенко.

Полный текст