Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Материалы журнала по рубрикам
Культурологические основы нового космического мышления
Шапошникова Л.В. Исторические и культурные особенности нового космического мышления
Амонашвили Ш.А. Идеи космизма в педагогическом сознании
Соколов В.Г. Живая Этика и новая парадигма культуры
Лебеденко А.А. «Жизнь Сердца: Метанаука о человеке Григория Сковороды»
Чирятьев М. Н. «Вклад Рерихов в мировоззрение русского космизма»
Алексеева В.И. «Гражданин Мира Альберт Швейцер»
Соколов В.Г. «Теория культуры Л.В.Шапошниковой и новое космическое мышление»
Лебеденко А.А. «Философия сердца в истории русской философской мысли»
Материалы Круглого стола по актуальным проблемам развития научного мировоззрения
Соколов В.Г. «Культура как главный фактор метанаучного познания: в контексте методологии Живой Этики»
Соколов В.Г. «Человек из будущего: О неизвестном Джордано Бруно»
Шапошникова Л.В. «Энергетическая роль Культуры в эволюции человечества»
Уроженко О.А. «О "состоянии, которое вы называете культурою": Феномен культуры в свете философии космической реальности»
Словарь духовной Красоты, посвященный Женщине
Словарь духовной Красоты, посвященный Женщине (продолжение)
Соколов В.Г. «Культура и космическая эволюция человека»
Миргородский В. Н. «Слово о русском Космизме»
Соколова Б. Ю. «Космизм поэзии Ф.И. Тютчева и философия Живой Этики: созвучные мотивы»
Семикина Л.А. «Космизм К.Н. Вентцеля»
Гореликова М.В. «Созидательные силы России»
Гореликова М.В. «Общее Благо»
Кулакова Е.С. «Учение Сергия Радонежского в аспекте философии космической реальности»
Святохина Г.Б. «Космическое мышление – актуальная задача современности»
Святохина Г.Б. «Ключевые принципы образования в космическом мировоззрении»
Уварова Л.И. «Педагогические аспекты подготовки восприятия эволюционной роли труда в развитии человека и строительстве культуры»
Чемодурова О.Л. «Роль космичесеого мышления в духовном развитии молодежи»
Иванов С.А. «Агрессия антикультуры и формирование ноосферного мировоззрения личности в системе образования XXI века»
Призыв к женщинам всего мира. Фрагменты главы из книги А.И. Клизовского «Основы миропонимания Новой Эпохи»
Шапошникова Л.В. «Энергетическое мировоззрение Живой Этики»
Елена Ивановна Рерих о Культуре
Людмила Шапошникова: «Культура должна стать национальной идеей!»
Соколов В.Г. «Актуальность осмысления культуры с позиции нового космического мышления»
Соколова Б.Ю. «Метаисторическое значение памятников культуры»
Соколова Б.Ю. «Концептуальные основы творчества в философии Живой Этики»
Новиков А.А. «Концепция нового человека в учении Живой Этики»
Наука на рубеже тысячелетий
Шапошникова Л.В. «Наука и Живая Этика»
Козырев Ф.Н. «Религия и наука на рубеже тысячелетий: продолжающийся спор или путь к единству?»
Каган М.С. «Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории»
Курдюмов С.П. «Новые тенденции в научном мировоззрении»
Ануфриева Е.И., Ануфриев В.П. «Энергетика наших детей»
Владленова И.В. «Принцип красоты в науке и в педагогической практике»
Чирятьев М. Н. «Эволюционная необходимость одухотворения научных знаний в свете идей мыслителей-космистов»
Паранина Г.Н. «Свет в лабиринте: время, пространство, информация»
Марсадолов Л.С. «Противостояние святилищ на горах Очаровательной и Синей» (легенды и реальность)
Сидоров В.И. «Материя Люцида и Фохат, магнитное поле и электричество: проявления на Солнце и в человеке»
Сидоров В.И. «Космогония Солнечной системы с позиции будущего»
Фурсей Г.Н. «Декларация прав науки. Проект»
Лескова Н. «Я не вступаю в споры с Книгой Бытия...» (К юбилею Чарльза Дарвина)
Ануфриев В.П., Ануфриева Е.И. «МЫ ЖИВЕМ В КОСМОСЕ, И КОСМОС ЖИВЕТ В НАС…»
Соколов В.Г. Научная школа Л.В. Шапошниковой и её методология
Соколов В.Г. «Тайны Марса. Ч.I.“Пробуждение древнего мира”. Часть II “Знаки древнего мира”» (Лекции из авторской серии «Дальние Миры»)
Соколов В.Г. «Живая Этика и современное пространство науки»
Ценности Культуры. Пакт Рериха
По ступеням человечности – к ценностям Культуры
Шапошникова Л.В. «Пакт Рериха и эволюционное значение культуры»
Кондратьева К.Л. «Значение Пакта Рериха и Знамени Мира в процессе воспитания и образования современной молодежи»
Защитим Красоту!
Баркова Э.В. «Жизнеутверждение как ценность современной культуры»
Бузский М.П. «Пространство культуры в ракурсе глобализации»
Гореликова М.В. «Культура – спасительный мост в будущее»
Иванов А.В. «О необходимости твердой иерархии ценностей и законах духовной жизни»
Соколова Б.Ю. «Культурологическая сущность феномена героизма» Автореферат диссертации
Рерих Н.К. «Милосердие» (Пьеса)
Рерих Н.К. «Твердыня Пламенная»
Лихачев Д.С. «Декларация прав Культуры»
Соколов В.Г. «Пакт Рериха - щит Культуры и эволюции человечества»
Рерих Н.К. «Культурность»
Рерих Н.К. «Знамя»
Кулакова Е.С. «К историческим истокам знака Знамени Мира: Ю.Н. Рерих о тамге Тамерлана»
Н.К.Рерих «О КУЛЬТУРЕ И МИРЕ МОЛЕНИЕ»
Шутова Т.А. «Необходимость введения положений Пакта Рериха в современное культурно- образовательное пространство»
Флоренский П.В. «О разработке соглашения об охране природной среды во время вооруженных конфликтов – “Пакт Вернадского”»
Уварова Л.И. «Культурные ценности»
Н.К. Рерих. «Культура – почитание Света»
Елена Ивановна Рерих. О Культуре (выдержки из писем)
Гореликова М.В. «Созидательные силы России»
Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. «Культура и антикультура»
Дьяченко И.Ю. «Миротворчество как основа культуры»
Стеценко А.В. «Разрушение музея есть разрушение страны – будем помнить это во всех смыслах»
Человек, будь человечнее!
Субетто А.И. «Воззвание "К миру без войн!"»
Рерих Н.К. «Труд»
Стеценко А.В. «Нужен ли России общественные музей имени Н.К. Рериха?!»
Кулькатова Г.Н. «К вопросу о философском аспекте массовой культуры как феномена современного общества»
Савицкая М.Т. «К вопросу о роли массовой культуры в процессе инфантилизации общества»
Кудряшова Л.В. «Общественному Музею Н. К. Рериха – быть!»
Дьяченко И. «ЗОВ О МИРЕ И КУЛЬТУРЕ»
Уварова Л.И. Не разрушай сокровища Культуры
Дьяченко И.Ю. «Никакая клевета не повлияет на следствие эволюции»
Лебеденко А.А. «Знак Триединства в архитектуре и в художественных памятниках России и зарубежья»
Стеценко А.В., Куцарова М.П. Опыт Международного Центра Рерихов в утверждении основной идеи Пакта Рериха – Мир через Культуру
Марга Куцарова. Наследие Рерихов в России и судьба общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов
Соколова Б.Ю. «Герой как создатель и защитник культуры»
Гимн общественному Музею имени Н.К. Рериха
Уроженко О.А. «Несколько слов о Культуре»
Уварова Л.И., Уваров В.И. «Россия будущего – страна Культуры»
Судьба наследия Рерихов – пример реального отношения властей к соотечественникам
Гуманная педагогика
Панченко О.Г., Бирич И.А. «Искать ответ у классиков: Истоки гуманистических тенденций в истории образования и педагогики»
Панченко О.Г., Бирич И.А. «Мировоззренческие основы гуманной педагогики в России: Русская философская мысль XVIII и XIX вв. о целях и задачах образования»
Панченко О.Г., Бирич И.А. «Педагогические концепции философов русского зарубежья XX в.»
Панченко О.Г., Бирич И.А. «Мировоззренческие основы советской педагогики»
Амонашвили Ш.А. «Школа жизни» (фрагменты книги)
Лебеденко А.А. «Философия сердца»
Манифест Гуманной педагогики (PDF)
Бак В.Ф. «Гуманная педагогика – новая философия образования»
Озолиня М.Р. «Учитель Света (о Ш.А. Амонашвили)»
Годовщина Манифеста Гуманной педагогики
Гуманная педагогика: Седьмые международные Педагогические Чтения (январь 2008)
Александрова В.Г. «Аспекты духовности образования»
Кулакова Е.С. «Подвиг учителя А.М. Топорова»
Антология Гуманной педагогики
Заметки редактора
Защитим Красоту!
Культура и интеллигенция
Слова ребенка о смысле жизни - лакмус для современников
Уварова Л.И. «Статья С. Кургиняна как пример антикультуры»
Уварова Л.И. «Главное и второстепенное»
Идеи Педагогики Культуры
Седова Е. «Аксиологические основы “педагогики культуры” С. И. Гессена как пути выхода из культурного кризиса эпохи»
Жулина Н.В. «Проблемы теории и методики начального образования в педагогическом наследии С.И. Гессена (1887-1950)»
Щетинин М.П. «Мы работаем над человеком»
Уварова Л.И. «Идеи Педагогики Культуры и научное развитие их в современном образовании»
Гореликова М.В. «Общее Благо»
Ашиков В.И., Ашикова С.Г. «Международный Город Мира в Подмосковье (Идея)»
Ашиков В.И. «Педагогика культурного синтеза. Школа Человека»
Ашиков В.И., Ашикова С.Г. «Семицветик. Программа воспитания и развития детей от одного года до семи лет»
Ашиков В.И. «Призыв Николая Рериха: "Мир через Культуру"»
Шаехзянова М.А. «Философско-этические основы методологии педагогики»
Царенко И.В. «Педагогические чтения на Алтае-2018»
Дети нового сознания
Конференция «Дети нового сознания»
Черноземова Е.Н. «Голос, который дошел из глубин...»
Горлова Н.А. «Дети нового типа сознания и современное образование»
Каменская В.Г. «Где и как искать детей “нового сознания”? Постановка научной проблемы»
Бак В.Ф. «Предвестники Великого Перехода»
Грызлова И.А. «Современные дети, какие они?»
От редакции
Дети. Новый Словарь педагога
Лебеденко А.А. «Педагогические основы школы будущего»
Разводовская А.С. «Дети нового сознания и их роль в формировании космического мышления»
Лебеденко А.А. «Солнечные натуры “с пробужденной духовностью”»
Проблемы образования: формирование духовности и культуры
Амонашвили Ш.А. «Образ и образование»
Дудина М.Н. «Природа и история: проблема воспитания "космической сыновности"»
Лузина Л.М. «Феноменология русской духовности как педагогическая проблема»
Никитина Н.Н. «Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы»
Тягунов С.И. «Герменевтика образования»
Ежов М.Б. «Нравственно-мировоззренческий компонент образования: актуализация духовных ценностей»
Путляева Л.В. «Культура педагогики» (психология творчества)
Этико-эстетические основыформирования педагогической культуры
Путь Культуры лежит через сердце
Валицкая А.П. «Урок – событие в культуротворческой школе»
Тихомирова И. И. «Духовно-нравственное воспитание как приоритетное направление библиотечной работы с детьми»
Ашиков В.И. «Музыка и дети»
Ашиков В.И. «Воспитание человека»
Ашиков В.И. «Цикл "Круглых столов с великими"»
Фурсей Г.Н. «Образование как фундаментальный фактор сохранения социальной устойчивости и формирования будущего России»
Формирование духовно-нравственных ценностей как процесс гармонизации внутреннего и внешнего мира юного петербуржца
Бондаревская Е.В. «Гуманитарная методология науки о воспитании»
Попова Т.И. «Актуальность педагогических взглядов Н.К.Рериха»
Святохина Г. Б. «Философские аспекты развития современного образования»
«Русские всегда живут в завтра...». Беседа с академиком РАО Щетининым М.П.
Шаехзянова М.А. «Философско-этические основы методологии педагогики»
Лииматайнен М.-В. Ахола-Вало: «Люди, работающие на благо маленького ребёнка, воспитатели – наиважнейшие люди в мире»
Ашиков В.И. «Мировую Культуру – детям!»
Ашиков В.И. «Детям о жизни замечательных людей»
Кирвель Ч.С., Стрельченко В.И. XX век: цивилизационный опыт рационализации образовательного пространства
Уварова Л.И., Уваров В.И. «Россия будущего – страна Культуры»
Профессия – учитель
Никитина Н.Н. «Духовно-антропологический подход к становлению культуры профессионально-личностного самоопределения учителя»
Никитина Н.Н. «Педагогические лики и трансформации любви»
Никитина Н.Н. «Смысложизненный поиск как основа профессионально-личностного самоопределения учителя»
Никитина.Н.Н. «Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: монография»
Роботова А.С. «Художественный образ в педагогическом образовании»
Янушевский В.Н. «Речевая компетентность как основа коммуникативной культуры педагога»
Гореликова М.В. «Философия как фундамент педагогического образования»
Каланчина И.Н. «Педагогическая традиция в России: утверждение гуманистического идеала личности»
Роботова А.С. «Познавательная и эстетическая ценность научно-педагогического текста»
Кущёва Т.А., Топоров И.Г., Югина С.Г., «Школа без искусств – неживая школа»
Гореликова М.В. «Почитание учителя – одно из главных проявлений духовности»
Искусство и образование
Уроженко О.А. «Через искусство имеете Свет»: проблемы современного исскуствознания в свете духовного наследия семьи Рерихов
Иванова А.В. «Духовно-просветительские центры подготовки иконописцев в России в XIX-начале ХХ вв.»
Сазонов Е.Ю. «Я преподаю театр…»
Зорин С.М. «В школе рождается будущее»
Черноземова Е.Н. «Космическая судьба земного поэта»
Якута Дарья «Современное детское телевидение: созидатель или разрушитель культуры в сознании подрастающего поколения?»
Ашикова С.Г. Учебник по искусству
С.Н. Рерих «Творческая Мысль»
Леонардо Оласабаль «Энергетика искусства»
Веселова А.И. «Путь к оздоровлению»
Барышева Т. А., Котова С. А. «Личностносозидающая роль художественного образования»
К юбилею Евгения Юрьевича Сазонова «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»
Уварова Л.И. «Сотрудничество детей и взрослых: из опыта организации конкурсов для детей»
Музыкальное воспитание
Овсянкина Г.П. «Современное музыкальное воспитание: некоторые этические и психологичекие проблемы»
Овсянкина Г.П. «Уроки творчества и служения искусству»
Зингаренко А.А., Шистер М.И. «Хоровая студия "Исток"»
Гореликова М.В. «Из дневника учителя музыки (беседы и размышления)»
Климова Н.В. «Александр Изосимов. Лики времени»
Овсянкина Г.П. Фестиваль «Piano Duo» – «Фортепианный дуэт»
Гореликова М.В. «Музыкальное творчество в свете основных Законов Бытия»
Мысль в музыке. По страницам Педагогической Газеты «Scalæ»
Афанасьева А.Б. «Гармония космических миров в музыке»
Ашиков В.И. «Музыка и дети»
Черная М.Р. «Ференц Лист и русские композиторы»
Мошкова Н.П. «С чего начинается Родина?» (Размышления учителя музыки)
Овсянкина Г.П. «Геокосмическое влияние на человека как актуальная проблема высшего образования»
Овсянкина Г.П. «Вспоминая Германа Окунева...»
К вопросу о формировании музыкальной культуры: Громкая музыка разрушает здоровье
Решетникова Т.К. «Культурологический подход в музыкальном образовании школьников»
Казанцева Л.П. «Классическое музыкальное наследие и современный шоу-бизнес»
Овсянкина Г.П. «Композитор Борис Чайковский (к 80-летию со дня рождения)»
Народные университеты музыкальной культуры (Познание основ музыки)
Казанцева Л.П. «Образно-смысловые свойства музыкальной интонации»
Овсянкина Г.П. «Содружество музыки и науки»
Романенко Елена «Поэтические зарисовки о народных музыкальных инструментах»
Музыкальное творчество Антона Батагова
Овсянникова С.С. «Воспитание музыканта – воспитание человека»
Янковская Л.В.«Слово и музыка в творчестве князя В.Ф.Одоевского»(русский космизм) - видео
Педагогические технологии
Бак В.Ф. Уроки сердца (разработка урока по биологии) (PDF)
Берестовицкая С.Э. «Обогащение внутреннего мира школьников в процессе творческой деятельности»
Руденко С.Г., Харитонова Э.В. «Энергоинформационный обмен в природе: Вторая научно-практическая ученическая конференция»
Кучеровский В.А. «Не устану я петь красоте...»
Михайловский О.С. «Географический ренессанс и географическая культура»
Мандель Б.Р. «Исторические аспекты определения социально-культурного феномена игры»
Алехина А.М. «Интегрированный этико-эстетический курс развития личности школьника»
Амбарцумова К. Л. «Шахматная игра как средство адаптации первоклассников в школе»
Зенн Л.В. «Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики»
Использование метода проектов и проектной деятельности обучающихся при реализации образовательной программы художественно-эстетической направленности
Программа элективного курса для старшеклассников «Н.К. Рерих и мировая культура»
Галицких Е.О. «Жизнь – бесконечное познанье…» (Педагогические приемы организации чтения в деятельности библиотекаря и педагога)
Алексеева В.И. «К.Э. Циолковский как популяризатор астрономии»
Гальчук О.В. «Литературно-театральная деятельность как предмет синкретического воздействия»
Красин С.А. «Духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание школьников в процессе знакомства с Всемирным культурным наследием»
Кулакова Е.С. «Дети Вселенной» (PDF)
Дегтярёв Е.В. «Философско-мировоззренческие аспекты педагогической системы А. С. Макаренко»
Концепция образовательной системы «Диалог»
Нарулина Т.В. «Рождественские встречи на Байкале»
Андрейчук Г.Б., Жеренкова Е.В. «Источники нравственности: Работа над прояснением слова в процессе воспитания современных школьников»
Вицен С.И. «Поговорим о человечности». Сценарий урока. Презентация к сценарию.
Роботова А.С. «Очевидное и неочевидное в педагогическом молчании»
Машевская С.М. «Школа как игра»
День Культуры как метод педагогического воздействия
Юное поколение о смысле жизни: творческие работы учащихся школ
Творческие работы школьников День Культуры-2005 «По ступеням человечности – к ценностям Культуры»
Уварова Л.И. «День Культуры в школах Санкт-Петербурга: Методологические аспекты организации»
Суркова Л. В. «Воспитание Культурой»
«Осознание Красоты преобразит жизнь» - Методический материал
«Чудо творческого огня» – Опыт проведения Дня Культуры в школах Санкт-Петербурга
«Человек будущего – человек нравственный» – Сборник творческих работ школьников Санкт-Петербурга
День Культуры-2009 в Санкт-Петербурге
День Культуры - 2010 в школах Санкт-Петербурга - Итоги
День Культуры: сочинения школьников на тему космизма
Уварова Л.И. «День, который многому учит»
Афанасьева А.Б. «Через искусство имеем свет»
Бахтибекова М.П. «Актуальность рериховской концепции Культуры для современной школы»
Творчество педагогов и школьников ко Дню Культуры 2013
Николаева И.И. «Урок ко Дню Культуры»
Сокровищница детской мысли. Дети пишут о культуре
«Научите нас, дети…»: Школьники о мире, культуре и человечности
Международный День Культуры-2018 в Санкт-Петербурге
Движение Культуры: Портреты современниц
Уварова Л.И. «Преданность Новому Миру» (очерк о М.С. Бухарковой)
Портрет в интерьере Храма: Педагогическая поэзия Марианны Озолини
Уварова Л.И. «По зову сердца» (Очерк о Е. И. Ануфриевой)
Семья как начало сотрудничества. Семейная педагогика
Разводовская А.С. «Помните, что чистые мысли действуют как озон!» Е.И. Рерих о воспитании детей
Спирина Н.Д. «Семья. Дети. Воспитание. Школа»
Книжник Т.О. «Нежность и забота материнского сердца»
Роботова А.С. «Как это всё начиналось, или О союзе семьи и школы»
Евдокимова Е.С. «Взаимодействие семьи, учреждений образования и культуры в решении проблем воспитания ребенка»
Тихомирова И.И. «Материнские чтения в контексте воспитания: обучающая практика»
Этика жизни: Ребенка бить нельзя!
Галина Шнайдер. Читать вместе – это огромный труд
Психопрофилактика. Воспитание психической энергии. Работа над собой
Психическая энергия и здоровье
Лииматайнен М.-В. «Культура личности: Звуковибрационное пение как метод самосовершенствования»
Уварова Л.И. «Оковы привычек»
Стульгинскис С. «Основы здоровой жизни»
Престижность возраста: Секреты творческого долголетия
Школяр Н.Г. «Гореть, не сгорая: Может ли учитель избежать профессионального выгорания?»
Зотова Н.Г. «Проблема обеспечения психологической безопасности личности в условиях образовательного пространства»
Ивин А. «Дискутировать или полемизировать?»
Клизовский А.И. «О психической энергии»
Интервью С.Н. Рериха «Литературной газете»
Компьютерная зависимость – болезнь, которую легче предотвратить, чем лечить
Культура чтения. Библиотечно-просветительская деятельность
Из сочинений Н.А. Рубакина: О признаках образованного человека. О целях самообразования. Искусство чтения.
Тихомирова И.И. «Школа эмоциональной культуры читателя»
Галицких Е.О. «Жизнь – бесконечное познанье…» (Педагогические приемы организации чтения в деятельности библиотекаря и педагога)
Уварова Л.И. «Книга: образ и образование»
Бородина В.А. «Поэтические этюды о воспитании: "Кабус-Намэ" - работа с книгой»
Новые книги
Уварова Л.И. «Постоянная забота» (Очерк)
Тихомирова И. И. «Духовно-нравственное воспитание как приоритетное направление библиотечной работы с детьми»
Якубов Э.Н. «Воспитание патриотизма и формирование толерантных отношений»
Тихомирова И.И. «Воспитательный потенциал художественной литературы»
Уварова Л.И. «Книга – душа образования»
Тихомирова И.И. «Литературные герои как модели поведения для читающего ребенка»
Тихомирова И.И. «Культура чтения: западные и российские традиции»
Владимирова Л. «Человек успешный» (очерк)
Уварова Л.И. «Преданность Новому Миру» (очерк о М.С. Бухарковой)
Тихомирова И. И. «Одаренный ребенок и библиотека»
Соболева Н.И. «Книга – свет миру». Слайд-программа. В помощь педагогу
Тихомирова И.И. «Гуманно мыслить научить»
Тихомирова И.И. «Библиотечная педагогика, или воспитание книгой» (к 80-летию автора)
Тихомирова И.И. «Детская литература о духовном мире читающего ребенка»
Воробьева Н.К. «Об изданиях тематических сборников по работам Рерихов»
Тихомирова И.И. «Материнские чтения в контексте воспитания: обучающая практика»
Миронова Т.Л. «Русский язык как путь приобщения к культуре России в библиотечных системах»
Тихомирова И. И. «Они приближали День Победы»
Галина Шнайдер. Важность чтения в семье: «уметь летать душой»
Данилова О.В. «Равнодушие – путь к одиночеству» Из опыта организации книжных выставок
Столяров Ю.Н. «Воплощенная мечта быть читателем»
Галицких Е.О., Кокотанова В.И. Чтение книги Георгия Свиридова «Заветное»
Галицких Е.О. Книга Г. Свиридова «Заветное» как встреча с миром русской национальной культуры
Музейная педагогика
Ерешко Ю.В. «Музейное экспонирование произведений оружейного искусства как средство познания прошлого и метод эстетического воспитания»
Борисова В.Л. «Музейный клуб как форма работы музея с населением»
Гетманская Е.В. «Пространство литературного музея как образовательная среда»
Овчинникова Ж.В. «Старая, добрая сказка…» (к 120-летию балета П.И.Чайковского «Спящая красавица»)
Паздерина Е. «Любимые образы Гоголя в творчестве Чайковского»
Метлякова Г.В. «Праздник вечных ценностей: День семьи в Музее-усадьбе П.И. Чайковского»
Макеева И. А. «Народная культура как средство социализации детей-сирот»
Макеева И. А. «Культурно-нравственный потенциал музея в социализации детей-сирот»
Богомаз Л.С. «Музейная практика»
Юферева П.С. «Музейная реформация, или Растем вместе с музеем»
Бровко Л.А. «Храмовое действо современного музея: Вслед за Мусагетом»
Освоение детьми народной культуры
Афанасьева А.Б. «Освоение детьми народной культуры: история и современность»
Якубовская Е.И. «Традиционный народный праздник как средство приобщения детей к культурному опыту родного народа»
Пацей Т.А. «Годовой круг традиционных русских праздников»
Янушевский В.Н. «Школа народной культуры» как форма реализации культурологического образования
Афанасьева А.Б. «Фольклоротерапия: здоровьесберегающий эффект занятий народным творчеством»
Афанасьева А.Б. «Метаметодика и ее реализация при освоении школьниками этнокультуры»
Афанасьева А.Б. «Методические разработки для цикла "Дни погружения в Культуру"»
Раткевич Т.А. «Изучение русского народного творчества на уроках русского языка»
Дорохина Л.И. «Рождественские встречи на Байкале»
Дорохина Л.И., Нарулина Т.В. «Волшебный праздник Рождества на Байкале»
Выдающиеся соотечественники
Овсянкина Г.П. «Две жизни в одной: О творческом синтезе А.П. Бородина»
Бородина В.А. «Читательская Вселенная Н.А. Рубакина»
Овсянкина Г.П. «Композитор Борис Чайковский (к 80-летию со дня рождения)»
Плашкова О.О. «Наследие педагогов-ученых прошлого: Г.И. Щукина»
Овсянкина Г.П. «По следам неопубликованных статей Д.Д. Шостаковича»
К 130-летию со дня рождения Е.И. Рерих
Рудзитис Р. «Рерих как художник»
Н.К. Рерих о школах, о Культуре, о воспитании
Рерих Н.К. «Святослав»
Рерих С.Н. Искусство и народ
Фролов В.В. «Николай Константинович Рерих ученик и учитель»
О жизненном пути Ю.Н.Рериха. Радиобеседа (19мин.)
Соколова Б.Ю. «Героическое начало в жизни и научной деятельности Ю.Н. Рериха»
Вернадский В.И. «Несколько слов о Ноосфере»
Панкрушина А.М., Веркашинская В.С. «Просветительская и педагогическая деятельность В. И. Вернадского»
Попова Т.И. «Свет во тьме сияет» (270 лет со дня рождения Г.Р. Державина)
Кулакова Е.С. «Учение Сергия Радонежского в аспекте философии космической реальности»
Рерих Н.К. «Наскоки»
Шапошникова Л.В. «Весть Красоты»
Шнайдер Г.К., Германова Н.П. «Красота в жизни и творчестве С.Н. Рериха»
Налётова И.Н. «О Чайковском в наше время»
Сергеева Т.П. «Что движет Солнце и светила?» Детство выдающихся космистов
Десять вершин Петра Семенова-Тян-Шанского
Культура управления. Экономическая культура. Культура труда
Уварова Л.И. «Формирование культуры управления в процессе обучения в экономическом вузе»
Иванов В.Г. «Экономическая культура специалиста как условие его конкурентоспособности»
Лобашев В. Д. «Культура труда и обучение труду»
Уварова Л.И. «Культура и Управление» (социологический аспект)
Уварова Л.И. «Качество чтения как фактор формирования управленческой культуры руководителя»
Кремнева Н.Ю. «Формирование корпоративной культуры: инновации и стереотипы»
Уварова Л.И. «Формирование экономической культуры в процессе вузовской социализации»
Уварова Л.И. «Пути формирования культуры управления в процессе профессионального образования: социокультурный подход»
Форумы, конференции, встречи
«Философии все возрасты покорны»
Информация о секции «Психология и педагогика чтения» при Российском психологическом обществе
Выставка в Санкт-Петербурге: «Научные достижения древней Индии»
«Идеи космизма – педагогике и образованию: Культура – устой эволюции» - по материалам 4-й научно-педагогической конференции г. Екатеринбург
Отчетно-перевыборный конгресс Международной Лиги защиты Культуры: Новый Мир созидается через Культуру!
Международный Молодежный Форум «Культура как основа мироустройства»
Байкальские педагогические чтения «День Культуры под Знаменем Мира»
Международная научно-практическая конференция «Природное и культурное наследие»
«Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства», ХX-я международная конференция в Санкт-Петербурге. Пресс-релиз
Международный форум «Культура и экология - основы устойчивого развития России»
Конференция «Проблемы русского космизма»
Анонс научно-практической конференции «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
Осознание взаимосвязи природного и культурного наследия – ключ к развитию России. II-я Международная научно-практическая конференция «Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие»
«Культура и экология – основы устойчивого развития России: Приоритет Культуры в образовании и науке». Международный форум. Екатеринбург, 14-15 апреля 2014 года.
«Страна Культуры» V региональный Форум детско-юношеских инициатив и творчества г.Пенза
«Эволюционная роль Культуры» международная научно-общественная конференция 22-24 августа 2014 года, Таллинн, Эстония
«Культура – путь в будущее», II Всероссийская научно-общественная конференция, 27-29 июля 2014 г., Усть-Кокса, Республика Алтай
«Россия и наследие Рерихов» - Международная научно-общественная конференция, 8 – 11 октября 2014 г., Москва
Международная научно-общественная конференция «Мир через Культуру», Бонн, Германия, 29-30 мая 2015 г
«Учитель, укажи Путь красоты Духа!» Чтения по Гуманной Педагогике. Таллинн, Эстония, апрель 2015
«Героизм как основа эволюции человека». Пятые Байкальские педагогические чтения, г. Иркутск
90 лет российскому участку Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха, г. Иркутск
Котова С.А., Афанасьева А.Б. «Художественное образование ребёнка: стратегии будущего»
Дорохина Л.И. «Пришло время Героев»
Дорохина Л.И. «Культура- Победительница». VI Байкальские педагогические чтения
Международная научно-практическая конференция «Музыкальная культура современной России», г. Неаполь, Италия
Нарулина Т.В. «Мы творим будущее»
«Мы творим будущее» VII межрегиональные Байкальские педагогические чтения. Иркутск, 19-22 июля 2018 г.
Зарубежный опыт в образовании
Об опыте работы одной из передовых индийских школ (школа в Бангалоре)
Страничка для молодых: Путешественнику в страну духа
Рерих Е.И. «Три ключа»
Рерих Н.К. «Небесное зодчество»
Толстой Л.Н. «Путь жизни» (отрывки из книги)
Киплинг Р. «Заповедь»
Лесков Н.С. «Сказания и легенды»
Андерсен Г.Х. «Тень»
Кришта А.Е. «Твой Путь»
Гореликова М.В. «Дорога к счастью»
Авотина М.П. «Как прекрасен этот трудный путь!» (Мария Склодовская-Кюри и Пьер Кюри)
Встреча с интересным человеком: «Мной движет радость вдохновения...» Интервью с исследователем Вл. Сидоровым
Попова Т.И. «Сказ о Деве-воительнице Мокше»
Алексеева В.И. «Приключения Луны»
Упорный Юн Су (восточная сказка)
Великие о совершенствовании
Рерих Н. К. «Молодое движение»
Путешествие от микро- до макрокосмоса
Рерих Н.К. «Миф Атлантиды»
Что читать: Рекомендательный список литературы
Шри Ауробиндо. «Что скажет дух твой…»
Ануфриев В.П., Ануфриева Е.И. «Человек, познай самого себя!»
Гореликова М.В. «Душа и море»
Учение Вивекананды
Рерих Н.К. «Значительность»
Рерих Н.К. «Пламя»
Рихард Рудзитис «Мечтайте больше»
Уварова Л.И. «ЮНЫМ о ГЛАВНОМ (о значении труда)»
Поэзия
Маракулин П. «Миниатюры и стихи о природе»
Озолиня М.Р. «Если сердце мирам распахнуть...» Избранные стихи
Аудио-сборник стихов М. Озолини «... Я очень люблю вас, люди!»
Озолиня М.Р. Новые стихотворения
Елена Туркка. Стихи разных лет
«Вновь льется в мир любовь поэта». Творчество Елены Романенко.
Стихи М. Озолини - Мы живём в эпоху катаклизмов
Е. Романенко. ПОЛЫНЬ ЗЕМЛИ СЛАВЯНСКОЙ
Марианна Озолиня «ЗАВЕТНЫЙ КЛЮЧ». Новые стихи.
Орлова М. «Воин»
Романенко Е. Стихи
Марианна Озолиня. К юбилейной дате
Творчество педагогов
Гореликова М.В. Притча «Две Красоты»
Леденцова Н. Стихи
Попова Т. «Сказание о Земле Тамбовской»
Владимирова Л. «Август в деревне». «Год имени Ели».
Владимирова Л. «Осеннее утро»
Владимирова Л. «На тропинке, ведущей к Москве-реке»
Дуброва А. Стихи. Рассказ
Леденцова Н. Новые стихотворения
Попова Т.И. Сказы: «Улей Культуры». «Три Ивана».
«Тема педсовета "Что такое Море света?"»
Попова Т.И. «Сказание о Пич-аве – дочери мордовского бога Вардя-шкай»
Попова Т.И. «Интегрированное образовательное пространство как условие развития одаренности»
Попова Т.И. Волшебная сила искусства. Сказки.
Творчество юных
Юное поколение о смысле жизни: творческие работы учащихся школ
Творчество юных. Святослав Соколов, Анастасия Курицына (рассказы), Дарья Семенова.
Чутким сердцем постигаем красоту мира
Волянская Даша Стихи
Боярова И.Г. «Индия глазами детей»
Майорова Екатерина «Чужого горя не бывает»
Санников М. «Формирование духовно-нравственной культуры в условиях экологического кризиса»
Фомина Елена «Скажи, человек, ты счастлив?»
Реброва Анастасия «Мы – Государство»
Куликов Николай «Человек будущего - человек нравственный»
Тимофеева Алина «И мне теперь доступна тайна...»
Детское видеотворчество: Мультфильм о планете Земля
Осипова Ю. «Сохранить русское наследие»
«Возродим страну родную. Обращение к молодежи». Осипова Юлия, 17 лет, Санкт-Петербург
«Как заманчиво увлекательны детские сочинения…»Школьники о России, Культуре, духовности
Уварова Л.И. «Сокровищница детской мысли. Дети пишут о культуре
ДЕТИ ПРОТИВ ВОЙНЫ
Притча Елены Соколовой «Сердечность – кратчайший путь к человечности»
Стихотворение Тимура Шарапова «Преобразится мир под знаком Красоты»
Негуторова А. «Дежурная по станции»
Кудряшова Ольга «Для чего живет человек?»
Школьники Санкт-Петербурга читают Николая Рериха (видео)
Космизм в рисунках детей
Архиреева Василиса. Без любви продвижения нет
Эммануилова Анастасия. Пылайте сердцами, творите любовью!
Наш вернисаж
Блэк В.Б. «Творчество скульптора Л.П. Калугиной»
Олег Высоцкий – художник-космист
Художник Валентина Максимова
Афанасьева А.Б. «Художники Елена Грецкая и Алексей Фанталов»
Поляков О.Л. «Наследие великих традиций. Выставка живописи»
Верность Красоте: художник-реставратор М. Земите
Кулакова Е.С. «Скульптор Игорь Васильев: портреты Николая Рериха»
Поляков О.Л. «Наследие великих традиций» - 2014 год
Мастер акварели. Художник Август Кристиньш
Немного юмора
А. Бек «Мальчик»
Брант С. Отрывки из поэмы «Корабль дураков»
Гимн сыроедению
Самойлов Д. «Дом-Музей»
«Тема педсовета "Что такое Море света?"»
На языке улыбки молчаливой
«Осенняя скука». Радиоспектакль по пьесе Н.А.Некрасова.
Елена Туркка. Шуточные стихи
Сергеев Владимир «Вовкина былина»
Из школьных сочинений, или Немудрые мысли

 

Яворская Ирина Евгеньевна,

методист творческого объединения теоретических исследований

и практики «Педагогика Культуры и Живая Этика»,

г. Белгород-Днестровский, Одесская область, Украина.

 

Педагогика тонких касаний

(Творческий поиск)

 

Приходя к детям, внутренне наблюдая за ходом урока, за чувствами, мыслями и реакцией учеников, каждый раз получаешь материал для собственных размышлений, извлекаешь полезные уроки.

 

МОСТ СВЯЗИ

Советы из книг Учения Живой Этики, из статей Людмилы Васильевны Шапошниковой и Николая Константиновича Рериха, из писем Елены Ивановны Рерих, касающихся расширения сознания, развития мыслетворчества во всей его широте, значения сердца, помогают мне яснее понять грандиозность задачи по воспитанию и развитию мышления своих учеников, а также всю сложность данного процесса. Ведь основа ожидаемых благих изменений внутреннего мира человека – энергетическая. И здесь важно качество энергетики самого учителя, ведь все педагогическое творчество проходит через духовное пространство самого учителя. Это означает, что прикоснуться к духу (сознанию, сердцу) ребенка можно только своим же духом, своей окультуренной, утонченной энергией. При этом условии начнет действовать «Принцип обмена энергий» [1].

Действительно, человек оставляет добрый след в душе другого человека, только отдав ему часть своей души, поделившись своим сердечным огнем. И точно также в любой работе – не вложив в нее своей сердечной энергии, не получить ожидаемого результата. Во всем должно быть оживотворяющее начало.

Мой собственный опыт в работе с детьми и постоянная сверка на соответствие практики с теоретическими положениями из высокого источника, каким является Живая Этика, подсказывает, что возможность тончайших касаний – мыслью, сердечной заботой, любовью – критерий культуры и утонченности учителя. Эти невидимые прикосновения происходят не только во время непосредственной работы с детьми, но и на расстоянии, в любое время суток. Ведь для мысли и любви нет расстояний, их энергии достигают того, кому направлены – мгновенно, накапливаются во времени и так создают мост связи с другим человеком. И сколько раз это положение подтверждалось на практике – думаешь о ребенке, мысленно беседуешь с ним, стараясь донести то, что не всегда получается при непосредственной встрече – и обязательно что-то меняется, теплеют отношения, словно волшебным ключом открывается потайная дверца.

В этой постоянной работе – секрет духовной общности, о которой говорил педагог Василий Сухомлинский. Не создав этого канала связи, невозможно влиять на детей, невозможно достучаться до их сердец. Ребенок обязательно должен чувствовать, что его любят, ему верят. Тогда у него появляется смысл учиться и улучшать свою природу, т.е. смысл того, к чему его призывает учитель.

Итак, первое, с чего начинается работа учителя, – это проявление его энергии любви, этой творческой силы, направленной к детям. Кто же не отзовется на свет и любовь? И в этом действе учитель и ученик становятся одним целым. И цельность эта – есть залог того, что учитель будет в состоянии помочь своему ученику во многих вопросах, сможет увлечь его на добрые дела, передать ему свою любовь как необходимую для развития энергию, свое устремление, приобщить к тому, что составляет истинные, а не призрачные ценности.

А дальше – родится уважение к ребенку, умение видеть его лучшие стороны, способность бережного прикосновения, не нарушая волю другого человека, не ломая его самого, не запрещая то или другое, а с верой в него и бесконечным терпением подвигать его к высокому, прекрасному, героическому.

 

СОЗВУЧАТЬ, СООТВЕТСТВОВАТЬ, УСТРЕМЛЯТЬСЯ…

«Совместное с учителем устремление» – следующая важная часть учебного и воспитательного процесса. Неслучайно в Живой Этике ставится важный акцент: «Не урок заданный, а совместное с учителем устремление дает мир чудесный» [2]. Т.е. существует более совершенный путь, при котором не получение готового знания – цель, а нечто другое.

Когда-нибудь, когда человечество в своей эволюции утончится настолько, что воспримет космические законы и будет жить согласно энергетическому мировоззрению, школьное ученичество будет строиться не на запоминании только массива знаний, данного учителем, а на совершенно других основах, согласно которым аксиомой будут положения о том, что знание разлито в пространстве; знание можно черпать из пространства, для этого необходимо «созвучие сознания с сущностью познаваемых явлений» [3].

Каждому будут ясны как сами собой разумеющиеся положения: «к чему устремитесь, то и получаете в ответ» [4]; человек мыслью и «волею сознательно настраивает себя на любое созвучие» [5]. Законы Созвучия и Соответствия управляют миром, и поэтому, чтобы «созвучать», надо соответствовать, надо накапливать в себе Свет.

Тогда ученик будет учиться совсем другим вещам, чем теперь: созвучию своей энергетики с Высшим, соответствию тому, что светоносно, устремлению духом к истинному знанию. А значит, и следованию космическим законам Соответствия, Созвучия, Устремления, Магнита, Красоты и многим другим.

Только становясь человеком духовным, каждый научается и законам, правящим мирами. Знание подобных законов также помогает разобраться в вопросах творчества, т.к. творческий процесс напрямую связан с описанными явлениями.

Мыслетворчество, поэтическое творчество, творение себя настоящим человеком – вот неполный перечень тех направлений, в которых участвуют школьники. Но истинный творец в этом случае – все-таки дух ребенка. И именно «устремление духа и воля претворяет жизнь. Дух, желающий раскалить свою энергию устремлением, есть плавильщик материи, расплавив материю, он утончит ее, и ему будут доступны тончайшие восприятия» [6]. Так снова и снова подсказки наших Учителей помогают найти верное решение: только развивая дух каждого ребенка, его творческую энергию, поможем его способности воспринимать тонкие вибрации и тем самым постигать науку истинного познавания; для лучшего восприятия необходимо расплавлять материю сознания (огнем устремления, любви, восхищения, высшей радости), только так достигаем утончения сознания.

 

СТАТЬ РАВНЫМ СЕРДЦУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Человек развивается энергией человечества. Это нужно знать. Любая ограниченность умаляет и сужает наши возможности, а значит, мешает продвижению. Эта данность распространяется и на человека, на его сознание. Узкое, ограниченное, самостное сознание, мелкое приземленное мышление обедняют и умаляют жизнь человека. Этому есть энергетическое обоснование: ведь «каждое ограниченное сознание привлекает энергии несовершенные» [7].

Становится очевидным, что человеческие самость, эгоизм (а это то же ограничение), с которыми часто приходится сталкиваться при общении с людьми – враги совершенствования. «Самость есть, прежде всего, ограничение, но ограничение есть смерть, ибо Космос существует лишь на принципе безграничности» [8]. В нашем случае расширенное сознание противоположно самостному сознанию и потому отвечает принципу безграничности, а значит, и космической эволюции.

Бесценны положения из книг Живой Этики, дающие своевременные подсказки и направление исканиям. И в этом случае, например, находим в «Надземном» параграф, в котором речь идет о том, что начав мыслить в масштабах всего человечества, можно расширить свое сердце до большего вмещения: «Пусть каждый найдет полезную мысль и для себя, и для человечества, ибо тогда его Я станет равно сердцу человечества» [9]. Размышление над этим и другими параграфами Учения, как и всегда, вылились в новые идеи для урока.

 

ФРАГМЕНТЫ УРОКОВ

Идет урок с 4-м классом.

На поставленный вопрос «Кого можно назвать другом?» дети ответили так:

– Того, с кем можно выстроить отношения (Костя);

– Того, кому можно доверять, кто всегда меня поймет (Виталий);

– Близкого человека, который не бросит в беде (Женя);

Продолжить беседу помогает стихотворение:

«Настоящий друг везде

Верен: в счастье и беде.

Грусть твоя его тревожит.

Ты не спишь – он спать не может.

И во всем без дальних слов

Он помочь тебе готов».

Звучит следующий вопрос:

– А «Братство» – какой мы вкладываем смысл в это понятие?

Дети:

– И брат, и друг, это, прежде всего, человек.

– Братство – это что-то более высокое.

Рассказываю о замечательном братстве Вернадского с идеей любви к своему народу, Родине, с принципом: «На себя потреблять как можно меньше, на чужие беды смотри, как на свои». Размышляя над этим принципом вместе с детьми, выходим на грань взаимоотношений "я – мы": «когда кончается "я" – начинается "мы"».

 

*   *   *

Сказку Евгения Шварца «Два брата» прочли и обсудили за три урока. Это история, которая произошла со старшим и младшим братьями. Конечно же, мы задумались о причинах этой беды. Бездушие, безжалостность, эгоизм, по мнению детей, привели к тому, что старший брат поступил с младшим не по-братски.

Наша тема о Братстве требует продолжения. Необходимо вывести детей к мысли о единстве человечества и общем благе... А путь к высоким понятиям пролегает через осознание и накопление человечности в себе. Поэтому продолжая тему, читали на уроке сказку «Шесть пуговиц» – тоже о братьях – злом и добром. Добрый брат был «Всей Деревне Брат». Это тема человечности, братства и Братства, связи с Высшим началом, что живо в сердце.

На уроке с темой: «Живые мысли живого одухотворенного Космоса» в качестве вступления говорили с детьми о том, что истинный человек должен думать не только о себе, но и обо всей Вселенной. И счастье, о котором все мечтают, это не то, что думают многие, желая его для себя. Счастье – когда мы станем частью Мира Высшего. Этот мир имеет свои законы, один из которых – Закон причин и следствий. Согласно этому закону человек пожинает плоды своих мыслей, устремлений, дел. Сказка «Шесть пуговиц» как раз и показала на примере жизни двух братьев, как возвратились к каждому из них их же внутренние посылы другим людям: «Ты – бур морт – хороший человек, – сказал он Игнату-Всей Деревне Брату и положил подарки перед ним. А Дмитрию-Хитрому пастух велел идти на все четыре стороны». И был это не простой пастух. Он, несомненно, представляет в сказке Высший Принцип, по которому следует жить.

Выводы детей:

«Старшему брату было все равно, что будет с младшим. Он использовал его для своей пользы. Его так и звали в народе – Дмитрий-Хитрый» (Соня);

«Если делать добро, оно к тебе и вернется» (Егор);

«Сказка нас учит тому, что надо думать не о себе, а о других» (Настя).

 

ВОЗВЫШАТЬ МЫШЛЕНИЕ

Николай Константинович Рерих в очерке «Чандогия Упанишады» приводит пример необыкновенной чуткости индусов, рассказывает об их владении языком сердца, восхищается утонченностью и возвышенностью мысли, присущей каждому из них – от самого ученого до простого кули. «Лишь веками, в великом ритме, в постоянном мышлении о предметах высоких развивается это чрезвычайное качество» [10] чуткости и сердечности индусов – так говорит о причине подобного явления, как искусство мышления, Рерих. И продолжает: «но сначала нужно полюбить и сделать обычным для себя этот способ мышления. Но чтобы полюбить, нужно возрадоваться. … Эту внутреннюю сердечную радость нужно не только воспитать, но ее нужно суметь удержать, чтобы она поселилась в сердце» [11].

Это уже программа действий. Как же в обычном школьном дне осуществить эти замечательные советы? В чем найти сердечную радость, как полюбить мыслить возвышенно?

Помогают литературные занятия, музыка, восхищение природой, поиск красоты в каждом изучаемом явлении. А там, где красота, – там и радость.

 

 ФРАГМЕНТЫ УРОКОВ:

 

а) Поэзии чистое слово

Один из уроков в 4-м классе «Поэзии чистое слово», посвященный Всемирному Дню Поэзии 21 марта (из цикла уроков «Стихотворчество – род познания») внутренне перекликается с ранее состоявшимися уроками, в пространстве которых мы с детьми размышляли о двух путях, открывающихся человеку в жизни (путь Земли и путь крыльев); о тайне мысли, слова и человека; о духовном развитии человека.

Дети уже знают, что высокую поэзию, музыку не рождает мозг человека. Человек только облекает в звуки, слова тот огонь, что высекается от прикасания к сферам Высочайшего. «Огонь в одежде слова» – именно этой фразой своего стихотворения приоткрывает нам знание о космосе слова, о его огненной сути поэт Иван Франко. И тогда становится ясно: чтобы, услышав голос Безмолвия, принять эти тончайшие огненные искры и воплотить в поэзию, нужна готовность духа человеческого, его огненного соответствия и созвучия.

Приступая к выполнению поэтического задания, дети учатся настраиваться на высокий лад, чувствовать состояние и другого поэта, поделившегося с нами откровением: «И забываю мир – и в сладкой тишине я сладко усыплен своим воображеньем...» (Александр Пушкин).

Подобные задания важны для каждого ученика как путь утончения и расширения его сознания (ведь они устремляют детей в мир более высокого измерения), а значит, и как путь становления человека Человеком.

 

б) Природа как источник мысли

Ни для кого не секрет, что наблюдение дает пищу для собственной мысли. Наблюдая и подмечая изменения в природе, можно учиться видеть аналогии явлений физического и духовного мира и выводить общие законы жизни.

Получается прекрасная школа мышления и расширения сознания.

Любовь к природе развивает также и художественный дар в человеке.

Такой вид работы, как ведение поэтического календаря природы, в котором поэтической строкой и рисунками вместе с детьми учимся отмечать победное шествие природы к своему совершенству, дает прекрасные возможности. А в подтексте учителю, внимательному наблюдателю за развитием детей, виден рост их духовных сил. Особенно, если совмещать наблюдения и изучение природы с чтением художественных произведений тех авторов, которые сами умели черпать вдохновение из красоты природных явлений. Вспомним хотя бы Андерсена и его замечательные сказки – «История года», «Улитка и Розовый куст» или Пришвина, который свои наблюдения отразил во «Временах года». А также Виталия Бианки, Нину Павлову и многих других авторов, сливших в себе воедино дар любви к природе и дар слова.

Нельзя не полюбить Сакариаса Топелиуса и его сказки «Великан Тучегон» и «Унда Марина» за прекрасные сказочные образы. Ну, а сказка «Шумливый ручей» замечательна тем, что автор обращает внимание читателя на Творца, на его роль в нашей жизни. В этих сказках можно найти и другие прекрасные философские выводы. Все знание должно выводить на признание Высшего мира и тех законов, которые управляют миром – и Топелиус прекрасно с этим справился».

Учась у великих авторов и мыслителей, мы с детьми и сами сочиняем сказки, например, о Капле, весеннем Цветке или о солнечном Лучике… Так все живое становится ближе и роднее детям. А это обстоятельство как раз и приближает их к тому, что так важно для воспитателя – к утончению всей их природы, открытию сердца и расширению сознания, к чувствованию и творению красоты.

 

в) От красоты земной – к красоте Высших миров

Но нам нужно новое осознание Красоты как космического явления. Как тонко сказал поэт о неземной огненной природе Красоты: «Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» (Николай Заболоцкий).

Где же на Земле искать следы Красоты, этой небесной жительницы?

Хоть и живет Красота в Высших мирах, искры ее щедро рассыпаны повсюду. Мудрецы скажут нам: «Она излучается сердцем светлого духовного человека – через слово, любовь, произведения искусства, рожденными в творчестве его духа...»

Все те, кого мы называем великими философами, художниками, музыкантами, сами в минуты вдохновения оказывались в более высоких планах и касались в той или иной мере огненных сфер. И каждый человек, если будет расширять сознание, повышать свою энергетику, утончать себя (это три действия, ведущие к духовности, помогающие обрести связь с Высшим), – сможет лучить в наш мир через себя, сквозь себя Красоту Высших Миров.

*   *   *

Процесс расширения сознания – явление длительное, требующее ритмичного постоянства. И все же любое поступательное движение вперед рано или поздно дает видимый результат. Эта кропотливая работа, которая заключается в тонких духовных прикосновениях к сердцу ребенка, в напитывании его благодатными энергиями радости, любви, красоты, творчества, так нужна детям, нужна для будущего.


_________________________

1. Беспредельность. 426.

2. Мир Огненный, часть 1. 583.

3. Грани Агни Йоги, 1957. 443.

4. Грани Агни Йоги, 1955. 332.

5. Грани Агни Йоги, 1955. 285.

6. Рерих Е.И. Письма. 3.12.1930.

7. Там же.

8. Там же.

9. Надземное. 472.

10. Рерих Н.К. Чандогия Упанишады // Н.К.Рерих. Врата в будущее. - Рига: Виеда, 1991. - С. 110.

11. Там же.

 

Источник: https:// orpheus18.wixsite.com/vectnikkyltyri/13-novaya-stranica

 

Ссылки

       

 

             baner akademiya
 
pomochMCR
 

Услышь, Вселенная!

Cборник поэтических и художественных образов

Просмотреть

Статья о книге

Купить

Устами детей...

Господь нам подарил
чудесный мир -
Он полон красоты,
любви и света.
Зачем же нам
извечный наш кумир -
Война и бомбы,
кровь и пистолеты?!
Оля Забродина, 11 лет,
Санкт-Петербург
Стихи ко Дню Культуры